Авианосец «Адмирал Кузнецов», флагман российского военного флота, в конце минувшей недели вошел в Средиземное море, сопровождаемый шлейфом многочисленных насмешек со стороны западных СМИ. Единственный российский авианесущий корабль, остаток советских времен, часто испытывал проблемы с силовой установкой, с электрической и водной системой. Густой черный дым, тянущийся над ним, свидетельствует о том, что его дизельные двигатели не подходят для длительного плавания за пределами холодных вод российского Севера. Корабль нуждается в частой дозаправке, и его боевые возможности ни разу не проходили испытания в реальных условиях.

Тем не менее пренебрежительное отношение к «Адмиралу Кузнецову» не совсем оправдано. Даже если «Адмирал Кузнецов» сыграет небольшую роль в ходе военной операции в Сирии, к берегам которой он следует, прибытие авианосца и сопровождающих его кораблей свидетельствует о серьезности намерений России закрепиться на Ближнем Востоке.

«Адмирал Кузнецов» и его палубная авиация не слишком изменят ситуацию в Сирии, где российская авиагруппа и так удерживает господство в воздушном пространстве истекающей кровью страны. К тому же, палубную авиацию составляют «Су-33» и «МиГ-29», модернизированные для взлета и посадки на корабль, и они не в состоянии нести оружие для совершения длительных боевых вылетов.

Если американская администрация откажется от политики невмешательства в Сирии, то можно ожидать, что российская морская авиагруппа будет занята, в основном, защитой своего авианосца. Этот сценарий вероятен в случае победы на выборах президента США Хиллари Клинтон, которая поддерживает создание в Сирии зоны, запретной для полетов военной авиации. Если Россия нарушит эту зону, то США могут пойти на столкновение.

У российских кораблей есть два основных недостатка, затрудняющие им возможность противостоять военно-морским силам США. Во-первых, их техническое оснащение устарело, во-вторых, они не имеют опыта и достаточной подготовки для ведения длительных боевых действий вдали от родных портов. В случае столкновения с большой американской корабельной группировкой, современной и искушенной в решении подобных задач, авианосец «Адмирал Кузнецов» и сопровождающие его корабли рискуют стать легкими мишенями. В связи с этим возникает вопрос: зачем президент России Владимир Путин вообще отправил корабли к берегам Сирии?


Авианосцы — стратегическое оружие сверхдержавы. Как и ядерное оружие, которое практически неприменимо, авианосцы воплощают в себе военную мощь и военные возможности, которыми располагают очень немногие государства. Способность отправить в далекий район конфликта авианосец ради защиты своих стратегических интересов получила специальное определение в международных отношениях — Power Projection (проецирование силы). Отправив в Сирию «Адмирала Кузнецова», Путин хочет показать всему миру, а также своим подданным, что Россия снова стала сверхдержавой.

В российских военных кругах давно идут споры о том, следует ли тратить огромные средства на строительство авианосцев. Традиционно российский флот решал задачи по защите морских ворот страны, а не выполнял миссии в далеких регионах, говорят критики, считающие, что авианосцы — слишком дорогое и ненужное удовольствие. Отправка «Адмирала Кузнецова» в Сирию стала победой сторонников строительства авианосцев, дорогого оружия с ограниченной тактической и стратегической выгодой.

Каждый авианосец проводит много времени в порту на ремонте, устранении неисправности и подготовке к очередному походу. Для функционирования корабля требуются тысячи моряков и членов команды обслуживания самолетов. Это требует гигантских вложений материальных и человеческих ресурсов в совершенствование навыков экипажа.

Единственная страна, способная в любой момент отправить авианосцы в зону боевых действий по всему миру, это США, располагающие десятью большими авианосцами типа «Нимиц». Каждый из них несет около 90 летательных аппаратов и в состоянии поднять в воздух три боевых эскадрильи и множество самолетов для электронной борьбы, спасательных операций, дозаправки в воздухе, контроля и управления боем. Также у США есть еще девять меньших авианосцев, несущих, в основном, вертолеты и самолеты вертикального взлета. Американский флот использует авианосцы во всех морях и океанах мира уже около 70 лет. Российский авианосец, как и те, что состоят на вооружении других стран, намного меньше, и может отправить в бой небольшое количество самолетов, следовательно, способен выполнять ограниченные задачи.

На данный момент в Средиземном море нет американских авианосцев. Но если США решат проводить более агрессивную политику в Сирии, то через несколько дней в регионе может оказаться «Дуайт Эйзенхауэр» из Персидского залива или «Джордж Вашингтон» из Атлантического океана. В море уже курсирует авианосец французского флота «Шарль де Голль», самый новый и крупный из неамериканских кораблей этого типа. Команда французского авианосца умеет сотрудничать с американскими моряками, и самолеты Rafale и F-18 могут действовать как с французского, так и с американских авианосцев. В случае воздушного и морского конфликта превосходство западных союзников над Россией очевидно.

Но, несмотря на это, у России есть одно большое преимущество. Только Москва заняла активную позицию в войне между сирийским президентом Башаром Асадом и повстанцами. Россия снова доказала миру, что остается сверхдержавой с глобальными амбициями. Доказательством стало прибытие в Средиземное море «Адмирала Кузнецова». Впрочем, следует помнить, что это сверхдержава с определенными оговорками. Старый чадящий авианосец свидетельствует об ограниченности российской военной мощи, оказавшейся эффективной в условиях вакуума, созданного невмешательством Запада, но она слишком слаба, чтобы пойти на открытое столкновение.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.