19 лет назад, 27 мая 1997 года, Российская Федерация и НАТО подписали в Париже Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. Это тот самый документ, на который Кремль и его дипломаты постоянно ссылаются, пытаясь помешать НАТО разместить войска альянса на постоянной основе в тех странах, которые не так давно не были членами НАТО.

Ценность этого основополагающего акта для России очевидна, поскольку он ограничивал свободу НАТО в развертывании его сил к востоку от прежней границы между Восточной и Западной Германией. Таким образом, он помогал Кремлю поддерживать относительное военное превосходство на территориях, прилегающих к странам бывшего Восточного блока и бывшим советским республикам Прибалтики.

Но действительно ли Россия высоко ценит этот акт? На удивление, ответ на этот вопрос отрицательный: именно Россия фактически аннулировала этот документ, и сделала это уже очень давно.

Упомянутое выше ограничение на развертывание сил НАТО содержится в разделе IV этого акта, где говорится следующее: «НАТО подтверждает, что в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил».

Раздел IV, озаглавленный «Военно-политические вопросы», посвящен главным образом Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). И это неудивительно: этот договор, который подписали НАТО и Россия, заложил основы системы безопасности, сделав возможным выполнение главных условий основополагающего акта. Предполагалось, что ДОВСЕ останется краеугольным камнем европейской системы безопасности в обозримом будущем — отсюда и формулировка «обозримые условия безопасности». Три других важнейших условия были перечислены во Вступлении и разделе I «Принципы».

Во-первых, «Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников». Во-вторых, они подтверждают «отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства». В-третьих, они подтверждают свое «уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств». Эти фундаментальные принципы стали той основой, которая сделала соглашение между НАТО и Россией возможным.

Россия тоже дала определенные обещания, касающиеся размещения ее войск, параллельно с обещаниями НАТО: «Россия будет проявлять соответствующую сдержанность в развертывании своих обычных вооруженных сил в Европе».

Очевидно, что все эти четыре условия были к настоящему времени нарушены. Россия официально приостановила действие ДОВСЕ 29 ноября 2007 года, когда президент России Владимир Путин подписал соответствующий указ №276-ФЗ. 10 марта 2015 года Министерство иностранных дел России официально объявило о том, что со следующего дня Россия полностью приостанавливает свое участие в ДОВСЕ. К тому моменту важнейшие соображения безопасности, на которых базировался основополагающий акт, уже перестали существовать.

Военная операция России против Грузии в августе 2008 года и, что еще важнее, силовое отделение 20% грузинских территорий, которые фактически попали под контроль России, стала первым шагом России, который продемонстрировал ее неуважение к принципам «отказа от применения силы против любого государства» и «уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств».

Вторжение России в Крым и его аннексия, а также нерегулярные военные действия и прямое военное вмешательство российских войск в конфликт на востоке Украины стали новыми неопровержимыми доказательствами неуважения России к главным принципам основополагающего акта.

Угрозы применения ядерного оружия против Дании, Румынии и Польши, звучащие со стороны российских политиков и дипломатов стали привычным элементом российского дискурса с 2007-2008 годов, что наглядно демонстрирует нарушение Россией принципов ООН и ее собственных обязательств воздерживаться от угроз применения силы против членов НАТО.

Утверждение о том, что НАТО является главным противником России, тоже настолько прочно закрепилось в российском политическом дискурсе, что гораздо легче перечислить тех, кто не говорит об этом, чем назвать всех политиков и комментаторов, которые открыто называют НАТО врагом (это вряд ли можно назвать лучшим примером добросовестного выполнения обязательств в соответствии с основополагающим актом, не так ли?)

Недавнее объявление о восстановлении 1-й гвардейской танковой армии, наступательного формирования, которое, очевидно, направлено против НАТО, подвело черту под полным и окончательным отказом России от своих обязательств, прописанных в основополагающем акте.

Таким образом, вполне очевидно, что Кремль по-настоящему не уважает принципы основополагающего акта — в противном случае он не стал бы обесценивать их своими действиями, пытаясь лишить другую сторону поводов нарушить его условия.

В данном случае Западу стоит спросить себя: почему НАТО должен настаивать на сохранении основополагающего акта, подписанного Россией и НАТО, если Россия открыто демонстрирует отсутствие какой-либо заинтересованности в соблюдении этого документа?

Возможно, полезным будет начать публичную дискуссию среди государств-членов НАТО по вопросу о том, должен ли альянс придерживаться ограничений и соблюдать условия соглашения, которое Россия уже давным-давно похоронила.

Д-р Игорь Сутягин — старший научный сотрудник Королевского Объединенного института оборонных исследований.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.