История вступления Турции в Европейский Союз насчитывает более 50 лет.

В этом процессе, начавшемся в 1963 году с подписания договора об ассоциации с Европейским экономическим сообществом, Турция постоянно сталкивалась с новыми критериями, препятствиями и трудностями.

Для Турции, которая в 1987 году подала заявку о полном членстве в ЕС, присоединение к союзу было целью, которую обещали практически все правительства. Потому что называться европейской страной подразумевало развитость в экономическом отношении и рост благосостояния.

В середине 1990-х годов Турция и ЕС снова сблизились, а в 1996 году с целью укрепления экономических отношений Турция и ЕС подписали соглашение о таможенном союзе. В 1999 году Турция, вошедшая в таможенный союз, была признана членами ЕС как страна-кандидат.

Для Турции, которая вошла в таможенный союз, не будучи членом ЕС, это соглашение в силу изменившихся условий принесло и определенные проблемы. Кроме того, есть переговоры о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP), которые ЕС начал с США. Но, несмотря на это, Турция осталась в таможенном союзе.

Безвизовый период во взаимодействии Азии и Европы

Мы знаем, что позиции стран, присоединяющихся к ЕС, становятся крепче с экономической точки зрения, и в области международных торговых отношений членство в ЕС делает многие вещи проще. Но первый ответ, который можно дать на вопрос «что членство в ЕС принесет Турции?» в условиях визового режима, несправедливо продолжающегося годами, — это, вне всякого сомнения, «безвизовые поездки в Европу».

Процедура получения визы от начала и до конца (а именно — от момента обращения за визой до появления визы в паспорте) проходит непросто. Первая проблема, с которой сталкиваются желающие отправиться в Европу по таким разным причинам, как образование, работа, путешествие, — визовый барьер.

Эта ситуация создает серьезные трудности при перемещении из Турции в Европу. Если учесть, что лица, сталкивающиеся с этой проблемой, одновременно являются экономическими агентами, станет еще более понятен позитивный эффект, который либерализация визового режима создаст в экономическом взаимодействии.

Раньше страны Европы не жаждали отменять визы для граждан Турции. Но в результате их долгого безразличия к ужасу, происходящему в Сирии, проблема разрослась, подступила к их дверям, и у них осталось не так много альтернатив.


Или они примут интенсивный приток иммигрантов из Сирии, или откажутся от виз для граждан Турции, которая входит в группу стран с верхним средним доходом, проделала серьезный путь в переговорном процессе о членстве в ЕС и воспринимается как часть Европы в политической, экономической и социальной сферах.

Согласиться с предложением Турции (кандидата на вступление в ЕС, с которым их связывают давние экономические и торговые отношения) о либерализации визового режима, приняв в расчет издержки этих двух альтернатив, будет вполне рационально со стороны стран ЕС.

С другой стороны, то, что в сирийском вопросе страны ЕС обратились за помощью к Турции, которую они долгие годы незаслуженно критиковали и водили за нос, и поняли, что решить проблему они смогут только с ней, недостаточно для нашей страны. В заявлении Европейской комиссии отмечалось, что Турция проделала серьезную работу на пути к «либерализации визового режима».

Сейчас, судя по этому заявлению, в Европе предпринимают попытку сформировать представление о том, что Турции для отмены виз предстоит сдать некий экзамен. Но на самом деле через сирийский экзамен проходят страны Европы, и очевидно, что ЕС не преуспел в этом испытании на человечность.

Сирийская политика ЕС налицо, и в период, когда проблема, разрастаясь, как снежный ком, угрожает всей Европе, решение о «либерализации визового режима» для Турции в некоторой степени облегчит грех ЕС.

Какое влияние окажет либерализация визового режима?

Не стоит забывать, что в случае такой либерализации со стороны ЕС лицам, выезжающим из Турции в страны Шенгена с краткосрочным визитом, не нужно будет получать визы. Иными словами, эта либерализация не дает нашим гражданам права поселиться и работать в странах ЕС. Поэтому отмена виз на этих условиях не означает, что наши граждане будут мигрировать в страны ЕС.

Но в случае устранения визового барьера неизбежно окрепнут экономические отношения Турции и стран Европы. Возникнет некий синергетический эффект, который сможет повлиять не только на туристические поездки, но и на такие социально-экономические показатели, как образование, бизнес, семья.

Позитивный вклад этого синергетического эффекта будет ощущаться во многих сферах, таких как товарооборот между Турцией и странами ЕС, численность туристов, ресурсы, используемые для образования, и их отражение на экономике страны.

При этом главный вклад — вытеснение «визового» табу из общественного сознания.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.