Выступая в 2013 году на заседании Валдайского клуба — международного форума экспертов по России — Владимир Путин назвал Россию «цивилизационным государственным … проектом сохранения идентичности народов, исторического Евразийского пространства в новом веке» (так в тексте, — прим. перев.). Возрождение и интеграция Евразии, добавил он, «это шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития». Путин использовал термин «Евразия» и раньше, но в этом случае он, похоже, означал новую концепцию. В 2014 году Путин продемонстрировал, что это не просто слова, а вполне серьезно — когда аннексировал Крым и направил военнослужащих-«отпускников» на восток Украины.
Что подразумевал Путин под словом «Евразия», и откуда берет начало его «проект»? Именно на этот вопрос и решил найти ответ автор дающей пищу для размышлений книги Чарльз Кловер (Charles Clover), возглавлявший московское бюро газеты The Financial Times с 2008 по 2013 годы. Свой поиск источников путинских идей он живо и доходчиво описывает в книге «Черный ветер, белый снег» (Black Wind, White Snow), которая отчасти представляет собой глубокое историческое повествование и отчасти портретную галерею россиян, действовавших с 1920-х годов по настоящее время в разных областях на стыке политики, науки и средств массовой информации.
В начале 1920-х годов русские эмигранты начали по-новому интерпретировать русскую историю и русскую идентичность, рассматривая их в свете катастрофической революции 1917 года и разрушительной гражданской войны. Они утверждали, что попытки европеизации России со времен Петра I привели к ослаблению страны, и что у русских гораздо больше общего с татаро-монголами и кочевыми племенами Центральной Азии, чем с французами или немцами. Эти группа людей называла себя «евразийцами». Но они оказались уязвимыми, и в их ряды без труда проникли агенты советских спецслужб, поэтому вскоре евразийцы утратили свое влияние — даже в эмигрантской среде.
Эту теорию возродил в 1960-е годы историк Лев Гумилев (1912-1992) — сын двух знаменитых поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева — который провел долгие годы в ГУЛАГе, где познакомился с Петром Савицким, последним из оставшихся в живых евразийцев 1920-х годов. Отчасти под его влиянием Гумилев разработал явно антимарксистскую теорию о закономерностях подъема и упадка народов. Некоторые группы племен, утверждал он, в определенные периоды своего своей истории охватывала та социальная солидарность, которую он называл пассионарностью — созидательной энергией этногенеза, стремлением к расширению географического пространства, экспансии, и жестокости в сочетании со способностью к сверхнапряжениям и жертвенности ради общей цели. По его утверждению, именно пассионарность — а не технический прогресс или духовное развитие — является главным в историческом процессе. Победа Советского Союза во Второй мировой войне показала, что русские этим качеством обладают, и что наряду с народами Центральной Азии они сформировали цивилизацию, значительно отличающуюся от европейской.
В 1980-е годы по мере приближения распада СССР теории Гумилева были опубликованы и привлекли внимание многих представителей интеллигенции. Его книги по истории степных кочевников стали бестселлерами — отчасти потому, что они читались как захватывающие романы (в этой связи многие ученые обвиняли его в том, что написанное им, по сути, является художественным вымыслом).
Одним их тех, кого вдохновили его работы, был Александр Дугин — диссидент, который так же выступал против марксистской теории. По мнению Кловера, Дугин идейно связан с представителями европейских «Новых правых», которые осуждают наследие и традиции либерализма, национальное государство и доминирующую роль США, а также утверждают, что Европе необходимо возродиться в качестве имперской силы. Их идеи, в свою очередь, позаимствованы у Хэлфорда Джона Маккиндера (Halford Mackinder) и теоретиков геополитики нацистской Германии, которые утверждали, что решающие схватки в мировой политике происходят между океаническими государствами, возглавляемыми США, и континентальными евразийскими державами.
Все эти течения были объединены в книге Дугина «Основы геополитики» (1997). Она стала учебником в российской Академии Генштаба, где преподавал сам Дугин (так в тексте, — прим. перев.) — теперь уже не диссидент, а теоретик и опора российского истеблишмента. Хаос, возникший в России в 1990-е годы, для многих россиян означал, что демократия западного образца, далеко не благотворная и полезная, на самом деле негативно влияет на их образ жизни. Расширение НАТО и бомбардировки силами альянса Сербии в 1999 году, видимо, послужили подтверждением того, что Запад является врагом, и заставили многих думающих россиян — в том числе и Путина — изменить убеждения и стать сторонниками обновленного евразийства.
Здесь следует кое о чем предупредить: российские политики обычно выбирают для себя идеологию не потому, что верят в нее, а потому, что она удобна на определенных стадиях их политической карьеры. Обновленная Дугиным евразийская концепция удобна для Путина, пока он находится в условиях конфликта с Украиной в сочетании и западных санкций и пока выступает против навязанной Соединенными Штатами «однополярной» модели мирового устройства. Это не означает автоматически, что он собирается под видом Евразии возродить Советский Союз. Если дальше он решит, что России необходимо более тесно взаимодействовать с Западом — чтобы справиться с исламистским терроризмом или не допустить, чтобы конфликт стал неуправляемым — евразийская риторика в его высказываниях сразу же утихнет.
Позиция Кловера — сдержанная, рассудительная и несколько скептическая — объясняется временным характером путинской идеологии. Он в общих чертах показывает, каким образом идеи евразийства неверно трактуются и искажаются в различных политических движениях, но однозначных выводов в большинстве случаев избегает. Это соответствует духу и принципам Дугина, у которого он брал подробные интервью. Дугин — здравомыслящий модернист: он часто провозглашает принцип и при этом отступает в сторону, чтобы «разложить его на части». Он обеспечивает репертуаром «политтехнологов», которые манипулируют идеологиями в соответствии с ситуацией и тактической необходимостью.
Правда, возможности политических технологий ограничены — не исключено, что в какой-то момент Путин окажется в ситуации, когда он уже не сможет гордо и с достоинством отказаться от собственной риторики. И тогда незаменимым руководством и справочником станет книга Кловера.
Джеффри Хоскинг — почетный профессор Университетского колледжа Лондона, специалист по русской истории.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| -17 Выступая в 2013 году на заседании Валдайского клуба, Владимир Путин заявил, что возрождение и интеграция Евразии, «это шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития». Спустя всего каких то 3 года, РФ балансирует на грани полного коллапса. Можно делать ставки скока еще протянет. Ну а как еще фашизм лечить, тока по нюрнбергскому рецепту... Раскрыть всю ветку (11 сообщений в ветке) 
| 5 Da=da, самое забавное, мы то держимся.а вот твоя руина уже потеряла сколько территории?) люблю твои прогнозы и ставки,всё сбывается,только надо Россию на Украину заменить) 
| 3 Da=da, Можно делать ставки скока еще протянет. ================================================================================ Ваша ставка? Чем отвечаете? 
| 5 Дашуля, девочка, после распада СССР хохлы мрияли построить "вторую Францию". В результате, уровень жизни вна руине скатился до среднего по Африке. В прошлом году прозвучала фраза "аграрная сверхдержава" и всего через полгода руина вынуждена увеличить импорт овощей для борща в семь раз. Продолжай ванговать, Дашуля. У Господа очень своеобразное чувство юмора, он твои мрии реализует с точностью до наоборот ;) 
| 4 Da=da, какой смешной))) "Нравица!!!" (с) Пожалуйста, предоставьте ссылочки, которые это подтверждают. Не побрезгую Вашими УКРОнедоСМИ (самому в этом дерьме копаться противно) Вечерком перед сном, с удовольствием почитаю - чисто поржать))) 
| 4 Da=da, Что-то я коллапса не вижу. Гитлер тоже называл СССР колоссом на глиняных ногах... 
| 2 Da=da, /на грани полного коллапса/ ...у вас ещё АЭСы не бабахнули, холопы? )) 
| 3 Da=da, балансирует на грани полного коллапса.-- Гы Это пишет человек ,который не может даже по своим долгам расплатится 
| 3 Только от Дадайца и узнаем горькую правду! Может, поручить ему пересчитать таблицу логарифмов? А то я стал сомневаться... 
| 3 Da=da, я знаю, что Путин будет править Россией до 2034 года... Но ты вряд ли это увидишь, ибо русофобская желчь сожрёт тебя гораздо раньше... 
| 3 Da=da, каждую неделю хоронишь Россию. Бредим потихонечку из светлого далёка? В цивилизованных странах, в психушку принудительно не отправляют... 
| 2 Da=da, просто ха!!! 
| 1 да, но может на украину лучше внимание-то было обратить? хотя не - проплачено же... 
| 6 На мой взгляд, автор по-настоящему не врубается в тему... Дугин, Гумилев, Путин... идеология, евразийство, кочевники, революция в России, конфликт на Украине... 'Смешались в кучу кони, люди...' (с) Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 10 rdr, автор - как раз врубается. Это вы немного не поняли его посыл: в России появляется и набирает силу движение, отрицающее ПРАВО Запада на мировую гегемонию. Вот это - для них самое страшное. 
| 0 Абидно! 
| 3 Черный ветер, белый снег: возрождение русского национализма ========= Вот, вот он - истинный кошмар англосаксонских ростовщиков и торгашей! Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 Чёрный ВЕЧЕР, белый снег Ветер, ветер, на ногах не стоит человек. Александр Блок, насколько помню. И тут переврать умудрились. 
| 0 Да какие они "англосаксонцы"! Кого не возьми - еврей. После того, как в Англии титулы продавать начали, там вся илита объевреилась - даже королевская семья. 
| 2 >> В 2014 году Путин продемонстрировал когда аннексировал Крым и направил военнослужащих-«отпускников» на восток Украины. А не напомните, что там английские военнослужащие-"отпусники" делали в 1982 г. возле берегов Аргентины, на противоположном конце атлантического океана? Что они там на Фолклендских островах то забыли? Вот когда они нам ответят на этот вопрос, тогда мы им и расскажем, что Россия делает в Крыму. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 4 Roadstar, Вы смотрите ближе. В Крыму есть кладбище Английское и Французкое... И очень не маленькие, а как они заболели это отдельная история, с тех пор шапочку вязанную с дырками под глаза называют Англичане Балаклавами... 
| 1 Roadstar, Да чуть не забыл про войска США, Англии, в Архангельске... 
| 0 Roadstar, Защищали свою страну Правильно делали, что защищали 
| 0 Roadstar, защищали английский конституционный порядок! Как, ещё не написали? А собираются? После свержения авторитарного режима английской королевы? 
| -2 Лев Гумилев провел долгие годы в ГУЛАГе?,- хорош профессор, хоть и почтенный :) Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 N 99, что сказать-то хотели? Что Гумилёв не был в ГУЛАге? Или что он никакой учёный? 
| 4 Кстати, а т.н. "русский национализм" этой чей: русских, татар, украинцев и ещё представителей многих национальностей, населяющих Российскую Федерацию? К примеру Сергей Кожугетович,- русский националист, или нет? Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 3 N 99, На данный момент под влиянием второй мировой многие понятия имеют изначально отрицательный оттенок. стоит добавить, что мир со времен "изобретения" слов националист, нацизм и т.п. изменился. И на данный момент националист в европе борется за то чтобы быть французом, немцем и т.д. и в России здоровый националист борется за право быть русским, евреев, бурятом и прочее, но только на территории России. поэтому Шойгу - нормальный русский националист НО интереснее всего с понятием нацизм. если раньше уникальность и правильность определяли по черепу, то теперь по политическим и культурным взглядам. если американец, толерантный европеец или гей-азиат, то правильный. Но если ты не впадаешь в нирвану от слов "демократия", "права человека", "выборы", "права гомосексуалистов", то явно что твой "духовный череп" не тех размеров и потому следует в специально построенных новых "крематориях" эту биомассу низкого сорта ликвидировать. 
| 0 злющий, потому следует ликвидировать.-- Ведь врем же-) 
| 1 "Здесь следует кое о чем предупредить: российские политики обычно выбирают для себя идеологию не потому, что верят в нее, а потому, что она удобна на определенных стадиях их политической карьеры." Читаю и думаю: "довольно неплохо, автор понимает", но где-то это должно было закончиться и закончилось. Смысл этой фразы такой: Да, есть такая идеология, которая считает, что на земле не одна цивилизация, а есть ещё евразийская, как минимум. Но это же не серьёзно, поэтому, вне всяких сомнений, эти русские используют её временно, для достижения сиюминутных целей. Очередная порция западной пропоганды. 
| 2 Путин несколько раз использовал в своих выступлениях слово "Евразия", и уже различные "аналитики" и "эксперты" бегут делать далеко идущие выводы. Евразия - это материк, а не особая цивилизация. И Путин слово "Евразия" употреблял именно для обозначения географического пространства, а не выдуманной "евразийской цивилизации". Напротив, евразийство Гумилёва пользуется определённой поддержкой руководства Казахствана. Оно помогает обосновать государственность Казахстана и его цивилизационную значимость, противопоставляя такую концепцию исторической реальности - Среднаяя Азия до присоединения к России в XIX веке представляла собой набор тюркоязычных кочевых племён и их протогосударственных объединений, а импульс для развития эта территория получила в рамках Русской (Восточноевропейской) цивилизации, а не какой-то мифической "евразийской" (тюрко-славянской). Таким образом, евразийство для Казахстана - это такой идеологический сепаратизм и отрицание его принадлежности к исторической России. Но Россия-то с какой стати должна поддерживать такой подход? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Отрывок из выступления В.Путина на заседании клуба "Валдай" в 2013 году, посвящённый Евразийскому экономическому союзу. Ни о какой "евразийской цивилизации" там нет ни слова. "Хотел бы ещё одну тему затронуть. XXI век обещает стать веком больших изменений, эпохой формирования крупных геополитических материков, финансово-экономических, культурных, цивилизационных, военно-политических. И потому наш абсолютный приоритет – это тесная интеграция с соседями. Будущий Евразийский экономический союз, о котором мы заявляли, о котором мы много говорим последнее время, это не просто набор взаимовыгодных соглашений. Евразийский союз – это проект сохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире. Евразийская интеграция – это шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития, а не периферии для Европы или для Азии. Хочу подчеркнуть, что евразийская интеграция также будет строиться на принципе многообразия. Это объединение, в котором каждый сохранит своё лицо, свою самобытность и политическую субъектность. Вместе с партнёрами будем последовательно, шаг за шагом реализовывать этот проект. И мы рассчитываем, что он станет нашим общим вкладом в сохранение многообразия и устойчивости мирового развития." kremlin.ru/events/president/news/19243 
| 2 Вроде бы серьёзное издание, а публикует опусы на уровне начальной школы. Русский национализм имеет отношение к евразаству как Карл Марс к эротике. Национализм - замыкается на интересах одной нации, евразийство - проэкт консолидации, объединения интересов множества наций, государств. Национализм напрямую конфликтует имперскостью, по этому враждебен России как таковой. Раскрыть всю ветку (12 сообщений в ветке) 
| 0 Коньяков-Водкин, я всегда призываю крайне аккуратно подходить к использованию терминов, относительно значения которых нет общепринятого понимания. Сюда же относится термин "империя" и производные от него (в частности "имперскость"). Термином "национализм" на Западе подменяют термин "патриотизм". Для обозначения национализма там используют термин "этнический национализм". Евразийство - это идеология неудачников, фэйк, интеллектуальная химера. Эта идеология утверждает наличие некоей самостоятельной цивилизации - смеси земледельцев-славян и кочевников-тюрок, хотя на самом деле это восточноевропейские земледельцы-славяне расширили свою цивилизацию на населённые тюркскими кочевниками территории Азии. 
| 0 romey, Всёэто очень мило, но в отношении термина "империя" как раз вполне существует общепринятое понимание. То чем на Западе подменяют понятие национализм, это их проблемы, Но я никогда и нигде не встречал, чтобы допустим, нциональную элиту (лояльную Лондону) индийских колоний в XIX веке, называли бы британскими националистами. Оценочные категории в отношении Евразийства, не имеют отношения к противоречию понятий национализма и покой бы то нибыло интеграции. 
| 0 Коньяков-Водкин, да Вы что?! Одни понимают империю как противоположность республике, это когда в развитом гражданском обществе власть приобретает некое лицо, ограниченное на первом этапе существующими политическими институтами (Римская империя). Другие понимают империю как наличие заморских колоний, которые метрополия эксплуатирует в своих интересах (западноевропейские колониальные империи). Третьи понимают империю как абсолютную монархию (Российская империя). Четвёртые понимают империю как автократическую диктаторскую республику (СССР, СФРЮ, КНР, КНДР). Пятые понимают империю как державу, навязывающую другим государствам свою волю безотносительно к внутреннему политическому устройству этой державы (США, СССР). Шестые понимают империю как на несколько порядков превосходящую другие государства державу. Седьмые понимают империю как многонациональное государство, неважно при этом, демократические оно или нет. Восьмые понимают империю как государство с огромной территорией. Про национализм я Вам сказал для того, чтобы Вы поняли, что в статье этим термином обозначен не наш национализм (принадлежность к определённому этносу), а патриотизм, отстаивание интересов своего государства, своей страны. Оценка идеологии евразийства важна сама по себе. Важно понимать, что в этот термин вкладывают его сторонники, чтобы выработать отношение к нему России как государства. 
| 0 romey, Одни понимают империю... Ну тогда "мысль изречённая есть ложь", сколько людей, столько и мений, для каждого империя означает своё, как и любое другое понятие. "Про национализм я Вам сказал", да сказть то Вы сказали, да я не согласен с такой трактовкой. 
| 0 Коньяков-Водкин, поэтому и призываю использовать термин "империя" и производные от него очень аккуратно, каждый раз объясняя, что имеется в виду. Вы не согласны с моим утверждением о том, что на Западе термином "национализм" обозначают патриотизм, то есть заботу о стране, нации, а не об этносе (национализм в нашем понимании)? Или Вы это знаете, но не считаете это правильным? 
| 0 romey, учи историю 
| 0 kemzho, я её знаю и постоянно призываю к этому других комментаторов. 
| 0 romey, говорить о том, что евразийство - идеология неудачников может либо ничего не понимающий в политике человек, либо "товарищ" из противоположного лагеря атлантистов, преследующий цель деконсолидации обществ стран Евразии. Что с успехом делают атлантисты путём вброса беженцев в Европу и подобными заявлениями вашему. 
| 0 скучно, отрицать тот факт, что евразийство создано неудачниками-эмигрантами в 1920-ых гг., изгнанными из своей страны, может лишь человек, ничего не знающий про евразийство. Будучи дезориентированы и деморализованы распадом Российской империи и поражением белых, они пытались во что бы то ни стало обосновать уникальность России, её неподверженность закономерностям общественного развития, её "особый путь", обязательно отличный от Запада, наделяли Россию ролью спасительницы мира, якобы искупающей своими страданиями грехи всего человечества, чтобы таким образом объяснить происходящее в более привлекательном для себя виде, то есть фантазировали в целях самоуспокоения. 
| 0 скучно, специально для Вас напомню основные заблуждения евразийства: 1) Россия - это органическое единство степи (тюрок) и леса (славян), азиатских и европейских этнических и культурных свойств, представляющее собой, наряду с Азией и Европой, третий континент материка Евразия и третью глобальную цивилизацию - "Евразию" (включающую территории Восточной Европы и Внутренней Евразии); 2) русская культура не является ни славянской, ни преимущественно славянской, а представляет собой синтез азиатских и европейских элементов; 3) "Евразии" природно присуща тенденция к политическому объединению на основе объективных общих интересов населяющих её человеческих общностей к их взаимной выгоде; 4) "Евразии" природно присуща идеологизированная авторитарность, обусловленная необходимостью планового централизованного управления обширными территориями и большими массами населения посредством вдохновения людей на совершение общественно полезных поступков; 5) "Евразии" природно присуща этническая и религиозная терпимость, обусловленная полиэтничностью, поликонфессиональностью её населения и необходимостью управлять им, сохраняя межэтнический и межконфессиональный мир и обеспечивая тем самым единство государства; 6) культура (православное Христианство) и традиции авторитарной государственности монголов обусловили культурную и государственную уникальность России; 7) противоположность общественного устройства западноевропейских (морских) государств и азиатских государств, с одной стороны, и России (континентального, то есть "евразийского" государства), с другой стороны, и, как следствие этого, противоположность их геополитических притязаний; 8) монголо-татарского ига 1243-1480 гг. (237 лет) не существовало, а был взаимовыгодный в военном, финансовом и геополитическом отношении военно-политический союз ранней России с Великой степью Внутренней Евразии, объединённой в монгольском государстве; 9) "России-Евразии" необходимо создавать автаркическую экономику, чтобы избежать зависимости от морских стран и не отставать в экономическом развитии в заведомо невыгодных для её континентальности условиях международной торговли; 10) "России-Евразии" необходимо одновременно экономически сотрудничать с соседними континентальными странами евразийского материка для того, чтобы не отставать в развитии и не терпеть геополитическое поражение от морских стран, и проводить враждебную, подрывную геополитику по отношению к ним, как к генетическим противоположностям и соперникам. 
| 0 скучно, опровержение заблуждений евразийства (сократил как смог): 1) так называемая "Евразия" не является единым типом геоисторических условий, в неё искусственно объединяют два типа геоисторических условий: земледельческий Восточной Европы, где образовалась Русская цивилизация, и степной Внутренней Евразии, где самостоятельный очаг развития (культура, цивилизация) степных кочевников не возник. В дальнейшем восточноевропейский народ увеличил территорию своего государства за счёт территории внутриевразийсих народов и ассимилировал их естественным путём. Это означает, что объединение восточнославянского и внутриевразийского типов геоисторических условий в один и отделение их в первом случае от европейского, а во втором случае от азиатского, равно как и утверждение о наличии у степных кочевников Внутренней Евразии собственной культуры и о синтезе восточноевропейской и степной внутриевразийской "культуры" ОШИБОЧНО, НЕНАУЧНО И УМОЗРИТЕЛЬНО. 2) русская культура (цивилизация) обусловлена геоисторическими условиями Восточной Европы, а не Внутренней Евразии, так как её Россия впоследствии просто присоединила к себе и ассимилировала, то есть русифицировала и европеизировала. 3) тенденции "к политическому объединению" территории Внутренней Евразии были обусловлены не общими интересами ко взаимной выгоде в форме добровольных союзов соседних народов, а огромным степным пространством и отсутствием естественных границ в форме жестоких междоусобных войн варваров (степных кочевников), их перманентного этногенеза и набегов на соседние цивилизованные народы: Китай, Персию, Россию. 4) в геоисторических условиях Внутренней Евразии самостоятельный очаг развития (культура, цивилизация) степных кочевников не возник; их жестокость по отношению к порабощённым соседним общностям степных кочевников и соседним цивилизованным народам была обусловлена междоусобными войнами в условиях огромного степного пространства и отсутствием естественных границ, а также заинтересованностью в осуществлении общими силами набегов на соседние Внутренней Евразии цивилизованные народы. 5) монгольское государство отличалось религиозной терпимостью вследствие того, что завоеватели-монголы по уровню своего развития находились гораздо ниже завоёванной ими России и, в отличие от православной России, были язычниками. Преследования православных христиан в монгольском государстве начались с принятием им Ислама в качестве государственной религии. Монгольское государство довольно быстро распалось на части, а затем прекратило своё существование. В геоисторических условиях Восточной Европы отсутствовали объективные политические условия для развития в России ксенофобии и агрессивного национализма, так как вследствие континентальности России отсутствовало разделение государства на метрополию и подвластные колонии, что обусловило включение в свой состав других, менее развитых, народов на одинаковых правах с русским народом, а в дальнейшем их мирную ассимиляцию. Россия не отступала от православного Христианства и не отпадала от церкви, подобно Западу, поэтому в России отсутствовала религиозная вражда, которая была на средневековой Западе. 6) православное Христианство не является уникальным явлением и отступлением от традиционного Христианства, а, наоборот, православное Христианство - это и есть традиционное Христианство, сформулированное семью Вселенскими соборами Церкви. Отступлением от традиционного Христианства, его искажением, повлекшим отпадение Западной Европы от Церкви, является католическое вероучение, возникшее по политическим мотивам в обстановке борьбы Италии и Римского патриархата за независимость от впавшей в ересь иконоборчества (741-843 гг. н.э.) Восточной Римской империи посредством манипулирования представителями династии Каролингов в IX-XI вв. , а также протестантское вероучение, явившееся протестом против духовной диктатуры папства. Россия не заимствовала традиции государственности у монголов, так как монгольское общество обладало лишь ранней государственностью степных кочевников лестничного типа (династическая монархия) с сильным влиянием родоплеменных традиций, не имевшей прочной внутренней основы в виде цивилизованности (монгольское государство довольно быстро распалось на части, а затем прекратило своё существование, не оставив никаких материальных и духовных следов, кроме воспоминаний его жертв и свидетелей о жестокостях завоевателей-степняков), а сама Россия была более развитым, по сравнению с монголами, обществом. Мотивами политики великих князей московских являлось стремление к восстановлению политического единства России, свержению всякого иноземного ига и уничтожению соседних государств-агрессоров, поэтому Россия, вынужденная в отсутствие естественных границ вести контрнаступательные войны против степных кочевников, расширяла свою территорию за счёт Внутренней Евразии (территории бывшего монгольского государства), а не следовала их традициям порабощения соседей-степняков и осуществления общими силами набегов на соседние цивилизованные народы. 7) геоисторические условия Восточной Европы отличны от геоисторических условий Внутренней Евразии, но сходны с геоисторическими условиями Западной Европы, а тип общества России отличен от типа общества Азии, но близок типу общества Запада. 8) Никакого союза ранней России с монголами не существовало, произошло стремительное и жестокое завоевание ими России (1237-1240 гг. ) с потерей ею суверенитета (1243 г.), установление тяжёлой государственной и даннической зависимости России от монгольского раннего государства (с 1243 по 1480 гг., то есть на 237 лет), при этом монголы предотвращали восстановление политического единства России посредством поощрения междоусобиц русских князей. 9) Автаркия и закрытость от внешнего мира ведут к отсталости нации (примеры: Япония и Китай до XX в.), а для того чтобы развиваться, общество, наоборот, должно быть вовлечено в международное общение, но реализуя при этом свои собственные национальные интересы. Вследствие её континентальности, России необходимо прилагать бОльшие усилия для достижения тех же результатов, что и у морских государств, эффективно используя при этом свои естественные преимущества. 10) Внутреннее противоречие евразийства: с одной стороны, утверждается необходимость сотрудничества России со всеми соседними континентальными странами для того, чтобы не отставать в развитии и не терпеть геополитическое поражение от морских стран, а с другой стороны, заявляется об уникальности континентальности России и о непризнании других континентальных стран Европы (Германии, Франции) и Азии (Китая, Индии, Ирана) континентальными, предписывается проводить враждебную, подрывную геополитику по отношению к ним, как к генетическим противоположностям и соперникам России. 
| 0 Коньяков-Водкин, Внутренний национализм это обычный национализм Внешний -империализм
Показать новые комментарии (0)Da=da
zakat
AlF177
Александр Рыбакин
Сергей Лосев
vladimirsytnik
крымнаш
sergy
0ncnjqybr
blgrd
AMIGO
olvas
Jel05
rdr
Консервативный реакционер
0ncnjqybr
Консервативный реакционер
викинг
swalka
Roadstar
konstantakr
konstantakr
sergy
0ncnjqybr
N 99
Zloblin
N 99
злющий
sergy
Роман Коваленко
romey
romey
Коньяков-Водкин
romey
Коньяков-Водкин
romey
Коньяков-Водкин
romey
kemzho
romey
скучно
romey
romey
romey
sergy
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)