Из-за общих с Сирией границ протяженностью примерно в 900 километров Турция оказывается главной жертвой наплыва беженцев, покидающих страну, охваченную гражданской войной. В течение последних лет Турция успела разместить на своей территории около трех миллионов сирийцев. Вдобавок к потраченным на беженцев миллиардам долларов, правительство вынуждено решать социально-экономические проблемы, возникающие с притоком мигрантов. Когда вопрос встает особенно остро, позиция стран ЕС, являющихся для беженцев основным местом назначения, не зря становятся предметом критики, поскольку до сих пор европейские политики лишь ратовали за права человека на официальных встречах и конференциях, но дальше слов дело так и не шло. В прошлом году, по мере того как миграция и террор, проистекающий из этих пертурбаций, ворвались в европейские двери, они осознали, что кризиса не избежать. Это хорошо знакомая нам позиция. В итоге после нескольких месяцев переговоров ЕС достиг соглашения с Турцией.

Пересмотренное соглашение между ЕС и Турцией базируется на формуле «одного впускаем, другого выпускаем». Хотя формула эта скорее напоминает название детской игры, ее следует воспринимать вполне серьезно, поскольку договор предусматривает размещение в какой-либо из стран Европы каждого сирийца, проживающего в турецком лагере для беженцев, в обмен на другого сирийца, отправленного назад из Греции, и запрещает въезд в Европу несирийцам. Что Турция получит взамен? В соответствии с соглашением, ЕС ускорит процедуру введения безвизового режима для въезда граждан Турции в Шенгенскую зону и в октябре частично выплатит обещанные 3,3 миллиарда евро помощи. Похвальный альтруизм, европейцы, но побойтесь бога! Население союза превышает 500 миллионов, а доход на душу населения составляет около 30 тысяч долларов в странах, где находится лишь несколько тысяч беженцев. Официальные данные, между тем, свидетельствуют о том, что в Турции с населением в 80 миллионов и доходом на душу населения примерно в 10 тысяч долларов проживают в общей сложности 2,7 миллиона сирийцев. Нынешнее число сирийцев в Турции еще выше. То же самое относится к Ливану, принявшему у себя 1,3 миллиона беженцев, и другим странам Ближнего Востока. А теперь присмотритесь к этим цифрам и оцените минимальное число беженцев, которых должен принять у себя ЕС. Забудьте о международном праве и справедливости. Как это соглашение может быть реализовано и чему оно послужит?

Предположим, что вы убедили Турцию. Но как вы заставите отчаявшихся сирийских матерей и отцов — рисковавших жизнью, чтобы со своими детьми зимой пересечь море — соблюдать это соглашение? Как можно гарантировать интеграцию беженцев, если вы принимаете только тех, кто здоров и имеет профессиональную квалификацию, подобно европейским колонизаторам, которые отбирали рабов с крепкими зубами? Разве вы забыли, что террористы, атаковавшие Париж и Брюссель, были европейскими гражданами? Разве не ясно, что пограничные соглашения по сути ничего не значат, когда сами границы становятся уязвимыми, а терроризм приобретает глобальный характер?

ЕС должен перестать обманывать себя, своего потенциального члена Турцию и отчаявшихся беженцев. Все мы знаем, что этот договор не спасет положение, не говоря уже о том, чтобы принести структурные решения кризисной ситуации с беженцами. Поэтому ЕС должен по справедливости взять на себя часть бремени Турции и таких более бедных, чем в среднем по ЕС, стран, как Греция, на которых сегодня возложена основная ответственность. Европейский Союз должен совершить политические шаги в противовес США и России по созданию в Сирии безопасной зоны, чтобы в краткосрочной перспективе остановить волны беженцев и подготовить уход Башара Асада, поскольку он является основной причиной этой проблемы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.