Выступая на днях в Сенате, госсекретарь США Джон Керри сообщил, что на случай срыва перемирия в Сирии у США есть «план Б», который берет за основу раздел этой страны. «Если в течение нескольких месяцев не начнется политический переходный процесс, мы обратимся к „плану Б“», — отметил он. А в качестве основания было указано на возможность лучше управлять страной.

Архитектором «мирного плана по Сирии», разработанного с целью «деэскалации конфликта и децентрализации», стала одна из самых влиятельных персон в политике США на Ближнем Востоке, прежде всего в Турции и Сирии, — Филип Гордон (Philip Gordon).

«План Б», подготовленный экспертом и советником Гордоном, предполагает создание в Сирии курдской администрации под управлением Партии «Демократический союз» (PYD), «режима Асада» при доминировании нусайритов, замкнутого в пустыне региона ИГИЛ и региона, контролируемого оппозицией. Также говорится о регионе, который перейдет под контроль международной коалиции, борющейся с ИГИЛ.

Здесь употребляется понятие «регион», но речь, конечно же, идет о «государствах». И значит, о построении вокруг Турции новых государств, три из которых уже обрели ясные очертания, а одно таит в себе множество серьезных вопросов.

Если все действительно так, то Гордон, который еще вчера возглавлял команду, разрабатывавшую сценарии вокруг «обретения Турции», теперь готовит новые планы ценой «потери Турции». В этих условиях следует иначе понимать его книгу под названием «Обретение Турции», которая была переведена и на турецкий язык. В ней представлены самые грандиозные «планы Б» для Турции, к реализации которых на практике можно приступать немедля, не теряя времени. Конечно, если их правильно оценить…

«Союзный» план Б в отношении Турции

Оценивая границы и структуры этих государств, можно заметить, что реорганизация идет в духе проекта «Большой Ближний Восток» и в соответствии с картой «нового Ближнего Востока», на который и нацелен этот проект. Помимо того, что эти государства окружают Турцию, каждое из них представляет собой самостоятельный элемент угрозы, направленный на чувствительные линии разлома Турции.

Даже названия этих государств, грозящие разделу Турции на этнической и мазхабной основе, дают ключ к разгадке того, какую миссию они на себя возьмут.

«Алавитское государство», созданное вместе с Асадом, «курдское государство» во главе с PYD и Отрядами народной самообороны (YPG) и «суннитское арабское государство», основанное благодаря «квазиугрозе» ИГИЛ, подразумевают не только то, что они будут препятствовать подъему Турции в регионе, но и возможные сценарии разжигания гражданских войн на этно-конфессиональной почве внутри Турции. Иными словами, реализацию не доведенного до конца Севрского проекта…


Становится понятно, какую функцию в этом процессе возьмет на себя четвертый регион, который будет контролировать международная коалиция, борющаяся с ИГИЛ в разделенной Сирии: объединенные оперативные силы!

На этом этапе «четвертый регион», то есть место, где будут размещены «объединенные оперативные силы в Сирии», с одной стороны, станет выступать в качестве гаранта и координатора процессов государственного строительства в трех других регионах, с другой — обеспечивать материально-техническую поддержку всевозможных ориентированных на Турцию операций. Кроме того, этот регион можно рассматривать в качестве заставы, которая будет препятствовать вероятным «планам Б» Турции в отношении региона. Поэтому Анкаре следует более внимательно присмотреться именно к этому четвертому региону.

Добро пожаловать (!), тайный договор Керри — Лавров — Зариф…

Мы уже говорили о тайном договоре «Сайкс — Пико — Сазонов», который долгое время делил Ближний Восток и недавно отметил свой вековой юбилей. Великобритания заключила его с Францией и Россией, когда после двух крупных поражений в противостоянии с Османской империей (Чанаккале и Кут-Эль-Амара) была вынуждена поделить регион. Сейчас мы видим, как США пытаются уничтожить британский Ближний Восток. Они не сумели сделать это в одиночку, поэтому пошли на передел в союзе с Россией и Ираном. Эти события могут войти в историю как тайный договор «Керри — Лавров — Зариф».

Не сюрприз, что цель каждого из этих тайных договоров о переделе — территория бывшей Османской империи и наследницы империи, Турции. Главная неожиданность — это позиция нашего соседа и единоверца Ирана, который, кажется, одобрил этот план по разделу Сирии на три части. Но если это действительно так, то Иран сам вставляет себе палки в колеса.

Насколько это в интересах Ирана — поставить подпись под договором, нацеленным на создание «курдского государства» в регионе? Что будет делать Иран, если завтра «курдское государство» подступит к его границам и постучится в двери Тегерана? Как Иран, который считает угрозами ваххабизм и салафизм и в этой связи Саудовскую Аравию, может подписываться под созданием второго салафитского государства? Разве это не вопиющее противоречие?

И самое главное: неужели Иран совсем не видит карту проекта «Большой Ближний Восток» и свое место на этой карте?

Кто-то может сказать, что Иран не подписывал такого соглашения. Мы уже отметили, пока это только предположение. Пока в России не произойдет новый большевистский переворот и не возникнет такого человека, как Ленин, все это следует воспринимать только как версию.

Но, с другой стороны, принимая во внимание двусторонние отношения России и Ирана, которые до сих пор развивались в соответствии с курсом, завещанным Петром Великим, и трансформацию в отношениях США и Ирана в последнее время, можно предположить, что эти гипотезы не такие уж беспочвенные. Более того, как оценить вывод иранских войск из Сирии, что предстает перед нами как конкретный факт? По-вашему, они могли закончить свою миссию?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.