Созданное в ЕС подразделение специалистов в области коммуникации Stratcom East начало публиковать в Интернете «Обзор дезинформации» (Disinformation Review), в котором обобщается, если можно так сказать, еженедельный вклад российских СМИ в распространение лжи. Stratcom East опирается на сведения, предоставленные добровольными партнерами по сотрудничеству (журналистами, блогерами, неправительственными организациями) и которые, наверное, только частично охватывают пространство пропаганды Кремля. По сути упомянутый обзор является перечислением фактов в виде таблицы, поэтому он вряд ли привлечет широкий круг читателей, но обещано также углубленное исследование. А выводы должны сделать прежде всего творцы внешней политики Европы. Вернее, выводы необходимо было сделать намного раньше.

Материалы подтверждают наблюдаемые на протяжении довольно длительного времени тенденции, хотя акценты дезинформации подстраиваются под ситуацию. Сейчас внимание сконцентрировано на Сирии, Украина отодвинута на второй план, но не забыта. Это проявляется, к примеру, в попытках некоторых пропагандистов приравнять украинскую «хунту» к Исламскому государству (организация запрещена в России — прим. ред.), боевики которого массово прибывают в Донбасс воевать против «народных республик». Или наоборот: украинцы собираются в Сирии под знаменами исламистов. «Хунта» и Исламское государство управляются из одного и того же центра, возможно, из Госдепартамента США или ЦРУ. Разумеется, чтобы подорвать силу России и помешать миссии Путина по спасению Европы от упадка.

В запланированных Stratcom East исследованиях, наверное, будут отмечены утверждения пропагандистов Москвы о том, что направленные против России сети глобального заговора, как правило, взаимосвязаны. И страны Балтии почти всегда замешаны в них. Вспомним хотя бы историю о подготовке защитников Майдана на базах сельского туризма в Литве. Но полезно отмотать пленку еще дальше, скажем, к осени 2008 года, когда главной темой было российское вторжение в Грузию, сопровождавшееся соответствующей пропагандистской кампанией. Руководитель Следственного комитета Генпрокуратуры России Бастрыкин заявил в прессе, что на грузинской стороне воевали наемники из ряда стран, в том числе из Балтии, выполнявшие различные вспомогательные функции. Было также «два снайпера — один из Украины и женщина из Латвии». Бастрыкин собирался обратиться в Интерпол, но позже забыл об этом, и мистическая «женщина» также канула в реку забвения. Правда, не совсем. В Латвии заявление Бастрыкина вызвало саркастические замечания, потому что оно было очень похоже на рассказы Москвы о якобы воевавших в Чечне балтийских снайпершах в белых колготках. В свою очередь, большая часть российской публики, возможно, восприняла это всерьез — как дополнение к утверждениям других должностных лиц России и передачам телеканалов о Балтии, где «возрождается нацизм».

Один из включенных в первый номер «Обзора дезинформации» примеров относится к тиражируемому в России мнению, что Латвия из-за своей «русофобии» отказалась зарегистрировать представительство агентства Russia Today. (И руководитель комитета по международным делам Госдумы Пушков недавно обвинил государства Балтии и Украину в русофобии). Хотя, как хорошо известно, в Латвии доступны все финансируемые Кремлем телеканалы, и наши операторы кабельного телевидения даже превратили Латвию в своего рода испытательный полигон, где тот же Stratcom East может изучать способности общества поглощать или критически оценивать ежедневно транслируемую полуправду и ложь. «Пропаганда и лживая информация стали реальной угрозой для нашей безопасности». Это сказал министр обороны подвергаемой не очень большой угрозе Швеции Петер Хульквист.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.