ИноСМИ - Все, что достойно перевода

Как иностранные СМИ изображают Россию.
Мы переводим. Вы делаете выбор

Фото

Логотип ReutersReuters, Великобритания

«Женщины для утешения» рассказывают о страшном прошлом

1412731

«Я больше не хочу жить», – говорит маленькая женщина хриплым голосом. Она страдает от нескольких тяжелых болезней, а страшные воспоминания из юности все еще живы. Чжан Сяньту – одна из бывших «женщин для утешения»: так называют женщин, которых вынуждали работать в японских борделях во время Второй мировой войны. Чжан похитили, когда ей было 15 лет.

Чжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция ШансиЧжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция ШансиХао Юэлянь в своем доме в городе Тайюань, провинция ШаньсиХао Юэлянь в своем доме в городе Тайюань, провинция ШаньсиЦзюйсян Хао во дворе своего дома в городе Гучэн, провинция ШаньсиКим Бок Дон в доме для бывших «женщин для утешения» в СеулеМитинг у статуи «женщины для утешения» в СеулеКир Вон Окх в доме для бывших «женщин для утешения» в СеулеЖэнь Ланэ на фоне портрета Мао Цзэдуна в своем доме в городе Гучэн, провинция ШаньсиМемориальная доска в музее женского равноправия в СеулеЗаброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщинНоги Чжан Сяньту, бывшей «женщины для утешения»Чжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция ШансиЖэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция ШаньсиЖэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция ШаньсиЖэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция ШаньсиБывшая «женщина для утешения» Хао Цзюйсян держит за руку сынаЦзюйсян Хао (справа) во дворе своего дома в городе Гучэн, провинция ШаньсиЦзюйсян Хао неподалеку от своего дома в городе Гучэн, провинция ШаньсиЧжан Шуанбин у могилы Лю Мяньхуань, бывшей «женщины для утешения»Чжан Шуанбин у могилы Лю Мяньхуань, бывшей «женщины для утешения»Заброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщинСкульптура «женщины для утещения» в СеулеВолонтеры помогают Кир Вон Окх по пути на еженедельный митинг у скульптуры «женщины для утешения»Бабочка на одежде бывшей «женщины для утещения» Кир Вон ОкхБывшая «женщина для утешения» Ли Ок Сен Бывшая «женщина для утешения» Ли Ок Сен Ли Ок Сен показывает фотографию себя в 1947 годуКалендарь с возрастом бывшей «женщины для утешения» Пхарк Ок Сен
Чжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция Шанси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Чжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция Шанси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Хао Юэлянь в своем доме в городе Тайюань, провинция Шаньси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Хао Юэлянь в своем доме в городе Тайюань, провинция Шаньси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Цзюйсян Хао во дворе своего дома в городе Гучэн, провинция Шаньси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Ким Бок Дон в доме для бывших «женщин для утешения» в Сеуле
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Митинг у статуи «женщины для утешения» в Сеуле
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Кир Вон Окх в доме для бывших «женщин для утешения» в Сеуле
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Жэнь Ланэ на фоне портрета Мао Цзэдуна в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Мемориальная доска в музее женского равноправия в Сеуле
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Заброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Ноги Чжан Сяньту, бывшей «женщины для утешения»
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Чжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция Шанси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Жэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Жэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Жэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Бывшая «женщина для утешения» Хао Цзюйсян держит за руку сына
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Цзюйсян Хао (справа) во дворе своего дома в городе Гучэн, провинция Шаньси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Цзюйсян Хао неподалеку от своего дома в городе Гучэн, провинция Шаньси
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Чжан Шуанбин у могилы Лю Мяньхуань, бывшей «женщины для утешения»
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Чжан Шуанбин у могилы Лю Мяньхуань, бывшей «женщины для утешения»
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Заброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Скульптура «женщины для утещения» в Сеуле
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Волонтеры помогают Кир Вон Окх по пути на еженедельный митинг у скульптуры «женщины для утешения»
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Бабочка на одежде бывшей «женщины для утещения» Кир Вон Окх
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Бывшая «женщина для утешения» Ли Ок Сен
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Бывшая «женщина для утешения» Ли Ок Сен
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Ли Ок Сен показывает фотографию себя в 1947 году
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
Календарь с возрастом бывшей «женщины для утешения» Пхарк Ок Сен
© REUTERS, Kim Kyung-Hoon
«Я больше не хочу жить», – сказала маленькая женщина хриплым голосом. Она подошла к концу своей жизни, страдая от нескольких тяжелых болезней и сохранив страшные воспоминания из юности. Чжан Сяньту – одна из бывших «женщин для утешения»: таким эвфемизмом обозначают женщин, которых вынуждали работать в японских борделях во время Второй мировой войны.

Когда я встретился с Чжан в ее темном и обветшалом доме, она вспомнила тот день, когда японские солдаты ворвались в ее дом и насильно увели ее. Ей было 15 лет.
Накануне 70-й годовщины окончания Второй мировой войны я посетил бывших «женщин для утешения» из Китая и Южной Кореи, которые еще остались в живых. Время не смогло залечить их раны, ни моральные, ни физические.

Ученые продолжают спорить на тему количества эксплуатировавшихся женщин. По мнению некоторых активистов, пострадали не меньше 200 тысяч кореянок, но немногие из них говорят о случившемся с ними. Данные о китайских женщинах еще более расплывчаты: число женщин оттуда также может доходить до 200 тысяч, но историкам удалось идентифицировать лишь 200 жертв.
Когда я навестил еще одну прошедшую через «станции утешения» китаянку, Хао Юэлянь, ей делали внутривенные уколы на иссохших ногах. Женщина сидела в своей комнате, украшенной большими плакатами с младенцами.

Они казались неуместными в этом пустом доме. Приемная дочь Юэлянь объяснила, что самым страшным шрамом на жизни женщины осталась ее неспособность родить ребенка. В семье уверены, что это связано с тем, что случилось с Хао во время Второй мировой войны.
После войны прошло много лет, и наглядных свидетельств страшного опыта, пережитого этими женщинами, не осталось. Вместо этого я увидел женщин, которые страдают физически и социально и вынуждены жить в трудных финансовых обстоятельствах. Некоторых поддерживают семьи, другим не помогает никто, и кажется, что эти женщины медленно исчезают в ходе истории.

Китайские исследователи рассказали мне, что в Китае им удалось обнаружить меньше двадцати бывших «женщин для утешения». Почти все живут в ужасных условиях.
После встречи с китаянками я полетел в Южную Корею, чтобы увидеть еще четырех выживших женщин. Я обнаружил, что, несмотря на схожее прошлое, условия, в которых сейчас живут эти женщины, сильно различаются.

На фото: японские солдаты похитили Цзюйсян Хао, когда ей было 15 или 16 лет, и принуждали работать в сексуальном рабстве около 20 дней.
Кореянку Ким Бок Дон похитили, когда ей было 15. По ее словам, по будням на «станции утешения» ее принуждали удовлетворять около 15 японских солдат. По выходным солдат было больше пятидесяти.

Сейчас женщина публично рассказывает о том, что с ней случилось, не пытаясь спрятаться из-за чувства стыда.

На фото: Ким Бок Дон с копией своей картины «День, когда украли 14-летнюю девочку».
Каждую среду она ходит на митинг рядом с японским посольством в Сеуле, участники которого требуют от Японии извинений. На митинге Ким Бок Дон поддерживают сотни людей. Я увидел не безучастную жертву, но страстного борца за мир, стремящегося не только восстановить чувство собственного достоинства, но и помочь другим жертвам.

В Южной Корее 238 женщин сделали публичные заявления и поделились историями о жестокостях, которые они пережили во время войны. Все они получают финансовую помощь от правительства. Сейчас в живых осталось лишь 47 кореянок, прошедших через «станции терпимости».
12 из них живут в специальных приютах для бывших «женщин для утешения», спонсируемых неправительственными организациями. В этих учреждениях о женщинах заботятся социальные работники и врачи, проводится специальная терапия, чтобы помочь им справиться с травмами.

Посмотрев на то, как бывшие «женщины для утешения» живут в двух странах, замечаешь очевидную разницу в качестве их жизни.

На фото: Кир Вон Окх родилась в 1927 году на территории нынешней Северной Кореи, в 1940 году ее забрали в японский военный бордель в Китае. Она заразилась сифилисом, в результате образовалась опухоль. Японский военный врач удалил женщине матку, из-за чего она стала неспособна иметь детей.
«Китайское правительство пересмотрело вопрос «женщин для утешения» в своей попытке нормализовать отношения с Японией», – говорит Су Чжилян, директор Китайского исследовательского центра по вопросу женщин для утешения.

Несмотря на различия, у всех стареющих женщин осталось мало времени на то, чтобы получить извинения и компенсацию от Японии.

Ким Бок Дон рассказала, что многие «женщины для утешения» уже умерли. Больно осознавать, что перед смертью они не получили даже извинения от Японии, сказала она.

На фото: Жэнь Ланэ на фоне портрета Мао Цзэдуна в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси.
Представители японской стороны заявляли, что соглашения 1965 года, устанавливающие дипломатические отношения с Южной Кореей, предусматривали компенсацию для женщин, которых принуждали работать в борделях. В 1995 году Япония также создала фонд, который выплачивал женщинам помощь из частных пожертвований, но Южная Корея признала этот фонд неофициальным и потому недостаточно хорошим.

В 2007 году Верховный суд Японии постановил, что китайские граждане потеряли право на требование выплат за военные преступления от Японии и ее компаний в соответствии с совместным коммюнике 1972 года японского и китайского правительств.

На фото: мемориальная доска в музее прав женщин в Сеуле.
В этом году в Южной Корее умерли восемь бывших «женщин для утешения», пять из них – с начала июня. На прошлой неделе президент Южной Кореи Пак Кын Хе заявила, что 15 августа, 70-я годовщина окончания войны, может стать последним шансом для японского лидера принести извинения.

Пока я работал над этим репортажем, одна из южнокорейских жертв, Пак Ю Нён, которой было уже больше 90 лет, умерла в доме своего приемного сына в США.

На фото: заброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин.
Чжан Сяньту демонстрирует свои забинтованные ноги. Когда японские солдаты ворвались в дом, чтобы отобрать продуктовые запасы ее семьи, 15-летней Чжан Сяньту не удалось убежать из-за того, что ее ноги были забинтованы. Этот обычай прекратил существование лишь в начале XX cтолетия.
Чжан – единственная оставшаяся в живых из 16 бывших «женщин для утешения», подавших в суд на японское правительство в 1995 году. Чжан похитили, когда ей было 16 лет, 20 дней ее вынуждали работать «женщиной для утешения». Каждый день несколько японских солдат насиловали ее и издевались над ней.
Жэнь Ланэ и ее семья ждут финансовой помощи от китайского правительства, но, по их словам, представитель правительства никогда к ним не приезжал.
Жэнь похитили в пятнадцатилетнем возрасте, ее принуждали быть «женщиной для утешения» в течение 20 дней. Матери удалось спасти девушку, заплатив за нее выкуп из риса и муки. Позже Жэнь вышла замуж, у нее есть три сына и дочь.
Жэнь у чемодана, где лежит саван, который она приготовила к своей смерти.
Хао Цзюйсян держит за руку сына. Второй сын Хао – единственный, кто о ней заботится. Обычно он уходит работать на весь день, и Хао остается одна в маленьком старом фермерском домике.
Хао была похищена японскими солдатами, когда ей было 15 или 16 лет, ее принуждали работать в сексуальном рабстве около 20 дней. Она живет в маленькой деревне, и многие соседи знают о ее прошлом «женщины для утешения».
Женщина хочет получить извинения и компенсацию от японского правительства, но считает, что едва ли доживет до этого.
Чжан Шуанбин, независимый исследователь проблемы «женщин для утешения», у могилы Лю Мяньхуань. Лю умерла три года назад. Японские солдаты похитили ее, когда ей было 15 лет, и 40 дней принуждали работать «женщиной для утешения».
На могиле Лю Чжан Шуанбин сказал вслух: «Это снова я. Пока у нас не хватает силы выиграть дело. Я приду снова рассказать тебе, когда нам это удастся».
Сейчас крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин, заброшена.
Участники митинга, проходящего каждую среду у японского посольства в Сеуле, приносят цветы к скульптуре «женщины для утешения». Митингующие требуют от правительства Японии извинений и компенсации.
Волонтеры помогают Кир Вон Окх добраться до еженедельного митинга у скульптуры «женщины для утешения».
На одежде Кир Вон Окх приколота брошь в форме бабочки – символ фонда Butterfly Fund, который помогает женщинам, ставшим жертвами сексуального насилия в военное время.
Ли Ок Сен родилась в южнокорейском Пусане в 1927 году. В 1942 девушку забрали на аэродром в Китае, где ее регулярно насиловали. Позже ее Ли содержали в нескольких японских военных борделях.
Ли в своей комнате в приюте «Общий дом», где живут бывшие «женщины для утешения».
Ли показывает свою фотографию, сделанную в 1947 году, через два года после капитуляции Японии. Тогда она подала запрос на получение китайского гражданства. После окончания войны женщина не могла вернуться в родной город из-за чувства стыда. Ли жила в Китае до июня 2001 года.
Буддийские четки на календаре и листе бумаги, на котором написано «92», возраст Пак Ок Сен. Пак родилась в 1924 году в городе Мирян в Южной Корее. В 1941 году ее забрали в японский военный бордель на территории Китая. Она была «женщиной для утешения» четыре года.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и будьте в курсе важнейших событий дня.
test
Всего комментариев:Комментариев:14
Правила комментированияОбсуждение
  • Комментарий

Все комментарии

  • петроград
    вот такая японская цивилизация. когда прочитал о том что в период русско-японской войны( в японии были отмечены массовые случаи убийства своих детей( так как отец уходил на войну и значит содержать их было некому( японская цивилизация красиво это обставляла( типа - это жертва императору( проявление лучших чувств( такая вот цивилизация( моральных уродов.
    Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке)
  • петроград
    когда прочитал( после этого уже не удивляюсь "художествам" японцев.
  • directional drilling
    "Легенда о Нароями" смотрели?
  • Bravecoconut
    Японцы - моральные уроды. Достаточно посмотреть японскую порнуху. Эта девочка (85 лет минимум ей сейчас) жить не хочет! Поржал. Русские девахи топились, когда их насиловал всякий сброд окрестный! А эта уже 70 лет "Я БОЛЬШЕ ЖИТЬ НЕ ХОЧУ".
    Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке)
  • ОлегА
    Эта женщина не японка, а китаянка. Значит, скорее всего, воспитана в культуре даосизма или буддизма. А там самоубийство запрещено, под страхом возмездия в будущей жизни или вообще лишения бессмертия. Предписано радоваться жизни в любом ее проявлении. То есть, в этом случае слова должны звучать так: "Я должна жить, хотя жить все эти годы не хочу". Это сильное заявление для тех, кто понимает. По-нашему, нечто вроде безысходного отчаяния. Тоже, кстати, смертный грех в христианской традиции.
  • Kvazar 71
    Сам пишет про "сброд окрестный",то есть про российскую деревню, а потом японцев обзывает. Бред какой-то.
  • Kvazar 71
    Чего это за расистский бред? .
  • ReadLn
    Кровожадный Джугашвиля безжалостно расстреливал мародеров и насильников в Германии. Не сразу, правда. Части, штурмовавшие города он не трогал. А японцы народ прагматичный и организованный. Они просто сгоняли китаянок и кореянок в "станции для утешения". По 200 000 тех и других. Ау, Квазя, две ваши любимые темы, ну, не считая авокады там всякие...
  • Иван Иванов
    По-моему Запад просто раздувает преступления японцев, чтобы те смогли их упрекнуть в самом страшном преступлении в истории человечества, ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.
    Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке)
  • Иван Иванов
    Неудивительно что волна антияпонской пропаганды усилилась вместе с годовщиной бомбардировок.
  • medieval alchemist
    Господин Бивор, не хотите ли написать книгу на данную тему? В западных либеральных СМИ я ни разу не встречал даже упоминания об этом, а вот воя про 25 миллионов изнасилованных немок хоть отбавляй.
  • Kvazar 71
    Нам надо извиниться перед корейцами КНДР, которые сейчас живут гораздо хуже, чем при японской оккупации. В Китае так же мучались до 1979 года. Всё из-за экспорта советской идеологии.
Показать новые комментарии (0)

    «Женщины для утешения» рассказывают о страшном прошлом

    «Я больше не хочу жить», – сказала маленькая женщина хриплым голосом. Она подошла к концу своей жизни, страдая от нескольких тяжелых болезней и сохранив страшные воспоминания из юности. Чжан Сяньту – одна из бывших «женщин для утешения»: таким эвфемизмом обозначают женщин, которых вынуждали работать в японских борделях во время Второй мировой войны.

    Когда я встретился с Чжан в ее темном и обветшалом доме, она вспомнила тот день, когда японские солдаты ворвались в ее дом и насильно увели ее. Ей было 15 лет.
    Накануне 70-й годовщины окончания Второй мировой войны я посетил бывших «женщин для утешения» из Китая и Южной Кореи, которые еще остались в живых. Время не смогло залечить их раны, ни моральные, ни физические.

    Ученые продолжают спорить на тему количества эксплуатировавшихся женщин. По мнению некоторых активистов, пострадали не меньше 200 тысяч кореянок, но немногие из них говорят о случившемся с ними. Данные о китайских женщинах еще более расплывчаты: число женщин оттуда также может доходить до 200 тысяч, но историкам удалось идентифицировать лишь 200 жертв.
    Когда я навестил еще одну прошедшую через «станции утешения» китаянку, Хао Юэлянь, ей делали внутривенные уколы на иссохших ногах. Женщина сидела в своей комнате, украшенной большими плакатами с младенцами.

    Они казались неуместными в этом пустом доме. Приемная дочь Юэлянь объяснила, что самым страшным шрамом на жизни женщины осталась ее неспособность родить ребенка. В семье уверены, что это связано с тем, что случилось с Хао во время Второй мировой войны.
    После войны прошло много лет, и наглядных свидетельств страшного опыта, пережитого этими женщинами, не осталось. Вместо этого я увидел женщин, которые страдают физически и социально и вынуждены жить в трудных финансовых обстоятельствах. Некоторых поддерживают семьи, другим не помогает никто, и кажется, что эти женщины медленно исчезают в ходе истории.

    Китайские исследователи рассказали мне, что в Китае им удалось обнаружить меньше двадцати бывших «женщин для утешения». Почти все живут в ужасных условиях.
    После встречи с китаянками я полетел в Южную Корею, чтобы увидеть еще четырех выживших женщин. Я обнаружил, что, несмотря на схожее прошлое, условия, в которых сейчас живут эти женщины, сильно различаются.

    На фото: японские солдаты похитили Цзюйсян Хао, когда ей было 15 или 16 лет, и принуждали работать в сексуальном рабстве около 20 дней.
    Кореянку Ким Бок Дон похитили, когда ей было 15. По ее словам, по будням на «станции утешения» ее принуждали удовлетворять около 15 японских солдат. По выходным солдат было больше пятидесяти.

    Сейчас женщина публично рассказывает о том, что с ней случилось, не пытаясь спрятаться из-за чувства стыда.

    На фото: Ким Бок Дон с копией своей картины «День, когда украли 14-летнюю девочку».
    Каждую среду она ходит на митинг рядом с японским посольством в Сеуле, участники которого требуют от Японии извинений. На митинге Ким Бок Дон поддерживают сотни людей. Я увидел не безучастную жертву, но страстного борца за мир, стремящегося не только восстановить чувство собственного достоинства, но и помочь другим жертвам.

    В Южной Корее 238 женщин сделали публичные заявления и поделились историями о жестокостях, которые они пережили во время войны. Все они получают финансовую помощь от правительства. Сейчас в живых осталось лишь 47 кореянок, прошедших через «станции терпимости».
    12 из них живут в специальных приютах для бывших «женщин для утешения», спонсируемых неправительственными организациями. В этих учреждениях о женщинах заботятся социальные работники и врачи, проводится специальная терапия, чтобы помочь им справиться с травмами.

    Посмотрев на то, как бывшие «женщины для утешения» живут в двух странах, замечаешь очевидную разницу в качестве их жизни.

    На фото: Кир Вон Окх родилась в 1927 году на территории нынешней Северной Кореи, в 1940 году ее забрали в японский военный бордель в Китае. Она заразилась сифилисом, в результате образовалась опухоль. Японский военный врач удалил женщине матку, из-за чего она стала неспособна иметь детей.
    «Китайское правительство пересмотрело вопрос «женщин для утешения» в своей попытке нормализовать отношения с Японией», – говорит Су Чжилян, директор Китайского исследовательского центра по вопросу женщин для утешения.

    Несмотря на различия, у всех стареющих женщин осталось мало времени на то, чтобы получить извинения и компенсацию от Японии.

    Ким Бок Дон рассказала, что многие «женщины для утешения» уже умерли. Больно осознавать, что перед смертью они не получили даже извинения от Японии, сказала она.

    На фото: Жэнь Ланэ на фоне портрета Мао Цзэдуна в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси.
    Представители японской стороны заявляли, что соглашения 1965 года, устанавливающие дипломатические отношения с Южной Кореей, предусматривали компенсацию для женщин, которых принуждали работать в борделях. В 1995 году Япония также создала фонд, который выплачивал женщинам помощь из частных пожертвований, но Южная Корея признала этот фонд неофициальным и потому недостаточно хорошим.

    В 2007 году Верховный суд Японии постановил, что китайские граждане потеряли право на требование выплат за военные преступления от Японии и ее компаний в соответствии с совместным коммюнике 1972 года японского и китайского правительств.

    На фото: мемориальная доска в музее прав женщин в Сеуле.
    В этом году в Южной Корее умерли восемь бывших «женщин для утешения», пять из них – с начала июня. На прошлой неделе президент Южной Кореи Пак Кын Хе заявила, что 15 августа, 70-я годовщина окончания войны, может стать последним шансом для японского лидера принести извинения.

    Пока я работал над этим репортажем, одна из южнокорейских жертв, Пак Ю Нён, которой было уже больше 90 лет, умерла в доме своего приемного сына в США.

    На фото: заброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин.
    Чжан Сяньту демонстрирует свои забинтованные ноги. Когда японские солдаты ворвались в дом, чтобы отобрать продуктовые запасы ее семьи, 15-летней Чжан Сяньту не удалось убежать из-за того, что ее ноги были забинтованы. Этот обычай прекратил существование лишь в начале XX cтолетия.
    Чжан – единственная оставшаяся в живых из 16 бывших «женщин для утешения», подавших в суд на японское правительство в 1995 году. Чжан похитили, когда ей было 16 лет, 20 дней ее вынуждали работать «женщиной для утешения». Каждый день несколько японских солдат насиловали ее и издевались над ней.
    Жэнь Ланэ и ее семья ждут финансовой помощи от китайского правительства, но, по их словам, представитель правительства никогда к ним не приезжал.
    Жэнь похитили в пятнадцатилетнем возрасте, ее принуждали быть «женщиной для утешения» в течение 20 дней. Матери удалось спасти девушку, заплатив за нее выкуп из риса и муки. Позже Жэнь вышла замуж, у нее есть три сына и дочь.
    Жэнь у чемодана, где лежит саван, который она приготовила к своей смерти.
    Хао Цзюйсян держит за руку сына. Второй сын Хао – единственный, кто о ней заботится. Обычно он уходит работать на весь день, и Хао остается одна в маленьком старом фермерском домике.
    Хао была похищена японскими солдатами, когда ей было 15 или 16 лет, ее принуждали работать в сексуальном рабстве около 20 дней. Она живет в маленькой деревне, и многие соседи знают о ее прошлом «женщины для утешения».
    Женщина хочет получить извинения и компенсацию от японского правительства, но считает, что едва ли доживет до этого.
    Чжан Шуанбин, независимый исследователь проблемы «женщин для утешения», у могилы Лю Мяньхуань. Лю умерла три года назад. Японские солдаты похитили ее, когда ей было 15 лет, и 40 дней принуждали работать «женщиной для утешения».
    На могиле Лю Чжан Шуанбин сказал вслух: «Это снова я. Пока у нас не хватает силы выиграть дело. Я приду снова рассказать тебе, когда нам это удастся».
    Сейчас крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин, заброшена.
    Участники митинга, проходящего каждую среду у японского посольства в Сеуле, приносят цветы к скульптуре «женщины для утешения». Митингующие требуют от правительства Японии извинений и компенсации.
    Волонтеры помогают Кир Вон Окх добраться до еженедельного митинга у скульптуры «женщины для утешения».
    На одежде Кир Вон Окх приколота брошь в форме бабочки – символ фонда Butterfly Fund, который помогает женщинам, ставшим жертвами сексуального насилия в военное время.
    Ли Ок Сен родилась в южнокорейском Пусане в 1927 году. В 1942 девушку забрали на аэродром в Китае, где ее регулярно насиловали. Позже ее Ли содержали в нескольких японских военных борделях.
    Ли в своей комнате в приюте «Общий дом», где живут бывшие «женщины для утешения».
    Ли показывает свою фотографию, сделанную в 1947 году, через два года после капитуляции Японии. Тогда она подала запрос на получение китайского гражданства. После окончания войны женщина не могла вернуться в родной город из-за чувства стыда. Ли жила в Китае до июня 2001 года.
    Буддийские четки на календаре и листе бумаги, на котором написано «92», возраст Пак Ок Сен. Пак родилась в 1924 году в городе Мирян в Южной Корее. В 1941 году ее забрали в японский военный бордель на территории Китая. Она была «женщиной для утешения» четыре года.
    Чжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция ШансиЧжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция ШансиХао Юэлянь в своем доме в городе Тайюань, провинция ШаньсиХао Юэлянь в своем доме в городе Тайюань, провинция ШаньсиЦзюйсян Хао во дворе своего дома в городе Гучэн, провинция ШаньсиКим Бок Дон в доме для бывших «женщин для утешения» в СеулеМитинг у статуи «женщины для утешения» в СеулеКир Вон Окх в доме для бывших «женщин для утешения» в СеулеЖэнь Ланэ на фоне портрета Мао Цзэдуна в своем доме в городе Гучэн, провинция ШаньсиМемориальная доска в музее женского равноправия в СеулеЗаброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщинНоги Чжан Сяньту, бывшей «женщины для утешения»Чжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция ШансиЖэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция ШаньсиЖэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция ШаньсиЖэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция ШаньсиБывшая «женщина для утешения» Хао Цзюйсян держит за руку сынаЦзюйсян Хао (справа) во дворе своего дома в городе Гучэн, провинция ШаньсиЦзюйсян Хао неподалеку от своего дома в городе Гучэн, провинция ШаньсиЧжан Шуанбин у могилы Лю Мяньхуань, бывшей «женщины для утешения»Чжан Шуанбин у могилы Лю Мяньхуань, бывшей «женщины для утешения»Заброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщинСкульптура «женщины для утещения» в СеулеВолонтеры помогают Кир Вон Окх по пути на еженедельный митинг у скульптуры «женщины для утешения»Бабочка на одежде бывшей «женщины для утещения» Кир Вон ОкхБывшая «женщина для утешения» Ли Ок Сен Бывшая «женщина для утешения» Ли Ок Сен Ли Ок Сен показывает фотографию себя в 1947 годуКалендарь с возрастом бывшей «женщины для утешения» Пхарк Ок Сен
    Чжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция Шанси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Чжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция Шанси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Хао Юэлянь в своем доме в городе Тайюань, провинция Шаньси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Хао Юэлянь в своем доме в городе Тайюань, провинция Шаньси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Цзюйсян Хао во дворе своего дома в городе Гучэн, провинция Шаньси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Ким Бок Дон в доме для бывших «женщин для утешения» в Сеуле
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Митинг у статуи «женщины для утешения» в Сеуле
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Кир Вон Окх в доме для бывших «женщин для утешения» в Сеуле
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Жэнь Ланэ на фоне портрета Мао Цзэдуна в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Мемориальная доска в музее женского равноправия в Сеуле
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Заброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Ноги Чжан Сяньту, бывшей «женщины для утешения»
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Чжан Сяньту в своем доме в городе Сиянь, провинция Шанси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Жэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Жэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Жэнь Ланэ в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Бывшая «женщина для утешения» Хао Цзюйсян держит за руку сына
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Цзюйсян Хао (справа) во дворе своего дома в городе Гучэн, провинция Шаньси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Цзюйсян Хао неподалеку от своего дома в городе Гучэн, провинция Шаньси
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Чжан Шуанбин у могилы Лю Мяньхуань, бывшей «женщины для утешения»
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Чжан Шуанбин у могилы Лю Мяньхуань, бывшей «женщины для утешения»
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Заброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Скульптура «женщины для утещения» в Сеуле
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Волонтеры помогают Кир Вон Окх по пути на еженедельный митинг у скульптуры «женщины для утешения»
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Бабочка на одежде бывшей «женщины для утещения» Кир Вон Окх
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Бывшая «женщина для утешения» Ли Ок Сен
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Бывшая «женщина для утешения» Ли Ок Сен
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Ли Ок Сен показывает фотографию себя в 1947 году
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon
    Календарь с возрастом бывшей «женщины для утешения» Пхарк Ок Сен
    © REUTERS, Kim Kyung-Hoon