Германия так и не дождалась российского вмешательства в парламентские выборы, которым полгода пугали народ немецкие СМИ и высокопоставленные чиновники. И они добились успеха: по недавно обнародованным результатам опроса, проведенного объединением Bitkom, две трети немцев ожидали вмешательства иностранного государства, при этом 77% — хакерских атак (Sueddeutsche Zeitung, 24.09). Но, конечно, авторитетная Sueddeutsche Zeitung не стала уточнять, что под иностранным государством имелась в виду Россия, а не какая-либо другая страна. Ведь все то время, пока шла предвыборная кампания, в страшилках о вмешательстве фигурировала только одна страна — Россия.


По словам газеты, существуют два объяснения того, что почему стране не пришлось волноваться: во-первых, «Россия осознала бесперспективность манипуляций», во-вторых, «некоторые казавшиеся убедительными предостережения были преувеличением».


Разумеется, издание предпочитает сослагательное наклонение, которое позволяет не указывать на источник рассуждений и объяснений, хотя иногда хотелось бы знать, чье это мнение: «кстати, считается, что не каждое гротескное преувеличение, ложное сообщение или беспардонность российских СМИ и их немецких филиалов предписаны Кремлем». Тем более что во время предвыборной кампании находилось немало желающих, в том числе в СМИ, представиться и выставить Россию как угрозу хваленой немецкой демократии.


Впрочем, таблоид Bild (24.09) все же нашел повод для того, чтобы обвинить Россию: ее уличили в рекламе в пользу правовопулистской Альтернативы для Германии (АдГ) в день выборов в бундестаг. «Начиная с субботы, кампании в поддержку АдГ проводили сотни „ботов" — автоматизированные аккаунты в соцсети Twitter. Многие из них — родом из России».


«В любом случае обращает на себя внимание то, что в российских СМИ выборам в бундестаг уделяется меньше внимание, чем голосованию в США или во Франции, — писала деловая Handelsblatt (23.09). — К тому же в освещении предвыборной кампании явно меньше предвзятости. Не было ни похвалы в адрес оппозиционных политиков из Кремля, или встреч, подобных встрече [Владимира Путина] с Марин Ле Пен».


На то, что «в Москве гораздо мягче говорят о выборах в бундестаг», указала и Frankfurter Allgemeine Zeitung (22.09) в комментарии под заголовком «Россия исходит из того, что победит Меркель». По мнению издания, Россия не хочет «сердить Берлин сверх меры», поскольку нуждается в Германии как в партнере на фоне непростых отношений с Китаем.


В поле зрения СМИ оказались несколько сюжетов из российской жизни. Один из них касался фильма «Матильда». Непримечательный в общем-то комментарий опубликовала Die Zeit (21.09) под броским заголовком «Протесты и задержания из-за исторического фильма „Матильда"». Оно и понятно, ведь для немецких СМИ главное — задать тон и сразу подчеркнуть, что в России снова имели место протесты и задержания.


О «телефонном терроризме, вспугнувшем Россию», писал Der Spiegel (23.09). 13 дней подряд в российские города поступают звонки об угрозе взрывов, сотни зданий были проверены, сотни тысяч людей — эвакуированы, рассказал журнал. Отмечалось, что люди до сих пор спокойно, без паники, реагировали на угрозы.


Россияне гадают о том, кто мог бы за этим стоять, обсуждается пять версий, а власти, так же как и большая часть государственных телеканалов, хранят молчание, критично заметило издание. «Это еще больше подогревает спекуляции и слухи об угрозе взрывов».


На памятнике Михаилу Калашникову, который недавно был «с большим шумом открыт в Москве», знатоки оружия нашли чертеж немецкой штурмовой винтовки времен Третьего рейха, сообщила Sueddeutsche Zeitung (24.09). «Это не первая ошибка, которую скульптор совершил из-за невнимательности», — говорилось в комментарии.


В этом контексте газета писала о том, что «на патриотически-монументальный стиль Щербакова существует гигантский спрос», — намек на то, что количество созданных им памятников отрицательно сказалось на их качестве. «На памятнике „Прощание славянки", установленном в 2014 году на территории Белорусского вокзала, был также обнаружен немецкий карабин „Маузер 98", который был немедленно спилен», — напомнила Sueddeutsche Zeitung.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.