На прошлой неделе российский истребитель Су-30 разбился около деревни Дорниково Тверской области к северо-западу от Москвы, а произошло это во время обычного тренировочного полета с участием двух пилотов. По имеющимся данным, оба пилота катапультировались, они остались живы, и их подобрал вертолет Ми-8 спасательно-поисковой службы вскоре после крушения.

Хотя подобного рода инциденты и происходят во время тренировочных полетов, российские государственные средства массовой информации сообщили о том, что «Сухой» Су-30, боевой сверхманевренный истребитель с двумя двигателями, возможно, был случайно сбит другим боевым самолетом во время учений. Но пока не ясно, какой именно другой боевой самолет стал участником этого инцидента.

Су-30 рухнул на землю в лесистой местности. На место крушения была направлена комиссия Западного военного округа, чтобы провести расследование, результаты которого будут обнародованы позднее.

Инциденты в прошлом

Многофункциональный истребитель Су-30 поколения 4++, который был разработан на основе модели Су-27 «Фланкер», может летать в любых погодных условиях, способен нести вооружение типа «воздух-воздух», а также «воздух-поверхность». В целом он считается надежным самолетом. Однако с этим разработанным еще в советское время истребителем произошло несколько заметных аварий с момента принятия его на вооружение в 1989 году.

Наиболее заметное и привлекшее к себе большое внимание крушение российского Су-30МК произошло на парижском авиашоу в июне 1999 года. Кроме того, российский истребитель Су-30СМ разбился сразу после взлета в мае 2018 года недалеко от побережья Сирии, и оба пилота тогда погибли.

У индийского варианта Су-30МКИ, произведенного по лицензии компанией Hindustan Aeronautics Limited — HAL, тоже было несколько аварий после принятия его на вооружение в 2000 году, что вызывает серьезную обеспокоенность у руководства Военно-воздушных сил Индии. Тем не менее, индийские военные продолжают использовать этот самолет, и ранее в этом году истребители Су-30МКИ стали оснащать крылатыми ракетами «БраМос» с ядерным зарядом.

Большое количество операторов

Истребитель Су-30 экспортируется во многие страны, и, кроме специального варианта Военно-воздушных сил Индии, особый вариант этой машины под обозначением «Сухой» Су-30МКК находится на вооружении Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В августе нынешнего года один из китайских истребителей Су-30 совершил рекордный 10-часовой патрульный полет в районе Южно-Китайского моря, установив тем самым новый ориентир для ударных операций НОАК большого радиуса действия.

Кроме того, Алжир, Белоруссия, Индонезия, Малайзия, Уганда, Венесуэла и Вьетнам тоже имеют в своем распоряжении истребители Су-30. Однако не все клиенты довольны своим приобретением, а некоторые критики в Белоруссии предлагают закупить американские истребители F-16 вместо самолетов российского производства для замены стареющих МиГ-29. Были учтены характеристики и цена, и некоторые белорусские новостные сайты сообщили о том, что использование российских истребителей будет обходиться дороже.

Иран тоже пытается приобрести истребители Су-30, но пока он вынужден использовать американские самолеты эпохи холодной войны, включая такие модели как F-14, F-5 и F-4 — все они были произведены в 1970-х годах, — а также некоторые устарелые модели МиГ-29. Как стало известно, Тегеран в 1990 году попытался купить более современные самолеты, включая МиГ-31, однако Советский Союз распался до заключения этой сделки.

В последние годы Иран продолжает попытки приобрести истребители Су-27 и Су-30, однако Резолюция ООН 2231 запрещала Ирану такого рода сделки. Возможно, недавнее крушение немного уменьшит интерес Исламской Республики Иран к приобретению этого истребителя.

Питер Сучиу — эксперт по военным вопросам, автор нескольких книг по военной тематике, живет и работает в штате Мичиган.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.