Интервью с бывшим главнокомандующим вооруженными силами НАТО в Европе генералом Филипом Бридлавом (Philip Breedlove)
Onet. pl: НАТО переживает кризис доверия?
Филип Бридлав: В течение двух десятилетий царил мир, мы уменьшали военные бюджеты, а в итоге оказались не в той точке, в какой следовало. Наша подготовка оставляла желать лучшего, мы вкладывали слишком мало средств в поддержание боеготовности на море, на суше и в воздухе, не инвестировали в учения по отработке действий на поле боя. Так было в последние 20 лет.
— Как выглядит ситуация сейчас?
— Мы изменили подход к боеготовности. Раньше речь шла о сроке в 365 дней, но это не соответствует тем вызовам, которые бросает нам сейчас Россия. Я имею в виду то, что произошло несколько лет назад в Крыму, и то, что продолжается в Донбассе. Когда мы говорим о боеготовности, не следует забывать о соответствующей скорости реагирования, которая позволяет предотвратить угрозы, исходящие от стремящегося передвигать границы других стран противника.
— Что конкретно удалось сделать?
— Мы проделали большую работу. Я разговаривал вчера с несколькими генералами, которые сказали мне, что еще недавно на реакцию нам требовалось 30 — 40 дней. Сейчас мы сократили этот срок до пяти дней. Сбавлять темп нельзя, нужно продолжать вкладывать деньги и обучать кадры. Ведь какой смысл в армии, которая не может моментально поднять в воздух самолеты, задействовать корабли, стянуть военных? Нужно инвестировать в будущее, в решения, которые позволяют разместить войска в соответствующих точках, предвидеть, что может случиться через 10 — 15 лет. Одновременно не следует забывать о технике, которая позволит противостоять современным угрозам.
— Звучит оптимистично, но выполним ли этот план?
— Я не знаю, как долго нам удастся продержаться на оптимизме. Я думаю, следует принять осторожные решения, касающиеся использования бюджетных средств и интеграции оборонных программ стран-членов НАТО. Нам нужны не мечты и презентации в программе «Пауэр пойнт», а конкретные сроки проведения модернизации, учитывающие то, что происходит вокруг. Самое сложное — скоординировать действия всех членов Альянса…
—…перед лицом так называемой гибридной войны, приемы которой используются все чаще и становятся все более эффективными?
— Войну, ведущуюся нетрадиционными методами с использованием опосредованных средств воздействия, любят называть в НАТО «гибридной войной». Я не люблю этот термин, он делает это явление несерьезным, придавая ему магический или даже мистический ореол. Речь идет о том, что противник применяет известные средства, но его действия становятся гораздо более сложными и неудобными для нас, чем в эпоху холодной войны. Примером могут служить вмешательство России в американские президентские выборы или попытка произвести переворот в Черногории, цель которого состояла в том, чтобы переориентировать политику этой страны в пророссийском направлении. Это бы преградило Подгорице путь в НАТО.
— Как этому противостоять?
— В этом случае требуется не тяжелая техника, а соответствующая политика, которая позволит выработать методы противодействия. Нас вынуждают к этому россияне, которые добились невероятного прогресса в сфере электронной войны, что было отлично видно в ходе боевых действий на востоке Украины. Украинские батальоны перемещались недостаточно быстро, поэтому россиянам удавалось определить их местоположение и уничтожить при помощи систем «Град». Нам следует не только расширить наши возможности в сфере нетрадиционных боевых действий, но и найти ответ на стратегию Москвы, которую я называю «смертельной цепочкой».
— Чему США научились в Сирии?
— События в Сирии позволили нам сделать много выводов. Сейчас мы анализируем, какая техника хорошо зарекомендовала себя на фронте, а какая не очень. Мы уже знаем, что нас подвело. Если мы хотим, когда появится такая необходимость, остановить ракеты, летящие из Калининградской области или с Черного моря, нам нужно внимательнее присмотреться к действиям, которые велись на востоке и севере Сирии. Нам следует действовать нестандартно, так, чтобы противник не мог быстро приспособиться к навязанным ему условиям и отразить наш удар. Нужно, чтобы современные вооружения в странах НАТО были совместимы друг с другом. Сейчас этого нет, что не отвечает условиям современных боевых действий.
— Какие выводы можно сделать из того, как действовала в Сирии российская техника, а россияне взаимодействовали со своими союзниками на суше?
— На первом этапе этой операции можно было заметить, что россияне добились значительного прогресса в том, что я называю «относительно прицельная атака». Речь идет о том, что их удары отличались большей точностью, чем бывало раньше, хотя все происходило в гуще конфликта. При этом чем дальше, тем более примитивной техникой они пользовались.
Мы с удивлением следили за тем, как Россия запустила ракеты в направлении Сирии из Каспийского моря. Они попали не туда, куда планировалось, но, скажем честно, нам тоже пришлось в свое время запустить много ракет «Томагавк», чтобы отработать точность стрельбы. Я считаю, что Москва подает четкий сигнал всем европейским столицам: наши ракеты могут долететь из Каспийского моря в Сирию, значит, если будет нужно, они долетят и до вас. Россияне улучшили состояние авиации, усовершенствовали ракеты класса «земля-земля», отработали точность стрельбы.
— Что, по Вашему мнению, изменил ракетный удар Дональда Трампа по сирийским военным объектам, ставший ответом на химическую атаку, в причастности к которой американский президент обвиняет режим Асада?
— Прежде всего, мы убедились, что выбрали верный путь: наши ракеты эффективны. Российские генералы утверждают, что им удалось сбить 75 ракет. Версий событий появилось множество. Если вы ознакомитесь с темой более внимательно, вы поймете, кому стоит верить. Наши командующие застали россиян врасплох: неожиданностью стала избранная нами тактика, цели ударов, техника, которая появилась на поле боя.

— Говоря о России и европейской обороне, следует учитывать не только то, кто располагает более современной техникой, но и то, кто не побоится ее использовать. Кажется, что европейские политики не склонны стучать кулаком по столу. Судьба нашего сообщества находится в руках таких людей, как занимающая осторожную позицию Фредерика Могерини (представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности), очарованный Владимиром Путиным венгерский премьер Виктор Орбан или пророссийски президент Чехии Милош Земан.
— Нет ни одного такого генерала, который просыпается по утрам со словами «я хочу начать войну с Россией». Я думаю, что залог мира — это сила и боеготовность. В Вашем вопросе речь шла, как я понимаю, о формировании политических решений. Большинство членов НАТО — это члены ЕС. Я не готов высказываться от имени Европы, но я могу заверить, что в случае возникновения угрозы Альянс сделает то, что обязан. В предыдущие годы было много спекуляций на тему того, поможет ли страна «А» стране «Б», но я уверен, что если мы столкнемся с агрессией, ответ будет один: оборона.
Мы обращались к Пятой статье Вашингтонского договора единственный раз: после 11 сентября 2011 года, то есть террористической атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Тогда члены Альянса поддержали США. Если Россия нападет на одного из членов НАТО, американцы и остальные союзники ответят на это. Сложности могут возникнуть с распространением Пятой статьи на угрозы в киберпространстве. Нам предстоит обсудить эту тему и уточнить все правовые аспекты.
— Вы говорили, что нам следует инвестировать, обучать военных и совершенствовать вооруженные силы. Мы отстаем от России?
— Наша оперативная совместимость оставляет желать лучшего, но мы учимся и делаем успехи в этом направлении. Я не хочу никого критиковать, но некоторые наши партнеры добились большей совместимости своей армии с НАТО, чем отдельные союзники по Альянсу. Нам предстоит поработать над тем, чтобы исправить ситуацию.
— О каких странах Вы говорите?
— Я не могу этого сказать. Отмечу только, что северные партнеры проводят с нами совместные учения, а наше сотрудничество складывается отлично. Возвращаясь к вопросу, отстаем ли мы от России, я могу сказать следующее: операция в Афганистане позволила нам сделать выводы по поводу системы командования, радиокоммуникации и обмена разведывательными данными. Мы не отстаем от Москвы. Если мы взглянем на Россию, мы увидим, что там есть система автомобильных и железных дорог, которая позволяет быстро перебрасывать и концентрировать силы. Если Вы спросите, способны ли россияне быстро сгруппировать войска, я отвечу, что да. Однако, я не думаю, что они превосходят НАТО по оперативной совместимости, уровню подготовки, потенциалу. Следует отдать им должное в одном: они учатся на собственных ошибках, например, тех, что были совершены десять лет назад в Грузии. В Крыму россияне этих ошибок не повторяли. Когда появились очередные проблемы, они успели их решить перед вторжением в Донбасс. На это нам стоит обратить внимание.
— Какую роль в этом плане сыграла российская операция в Сирии?
— Большую. Россияне прекрасно адаптируются и быстро ликвидируют недочеты. Они продемонстрировали это как раз на Ближнем Востоке.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 2 фамилия у этого генерала какая то педалургическая ))) 
| 0 "Я не хочу никого критиковать, но некоторые наши партнеры добились большей совместимости своей армии с НАТО, чем отдельные союзники по Альянсу." ------------------------------------------- - какой ещё сигнал?! - поляки там за крошки инвестиций соревнуется с другими вассалами. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 какой ещё сигнал?! -------- kirov43, два зеленых свистка. Любимый сигнал пшека. 
| 5 >Нет ни одного такого генерала, который просыпается по утрам со словами «я хочу начать войну с Россией» Да ну? А те генералы, которые везут тяжелые вооружения НАТО в Прибалтику, они конечно же за мир и разоружение, правда? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Etwas, Бывали и такие, что в окна ломились с воплем: "Русские идут!". Форрестол. Министр обороны Штатов был. 
| 3 — Нет ни одного такого генерала, который просыпается по утрам со словами «я хочу начать войну с Россией». _ Ты уверен, что у вас нет сумасшедших в армии? В политике у вас сполошь сумасшедшие - санкциями воюют, дипломатов высылают - просто по статистике и в армии у вас психи есть... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Ретро Град, Автор так и не объяснил что делает на Украине НАТО в стране членом которого Украина не является. Как и то зачем ЕС нужна война с Россией если НАТО оборонительный союз а Россия на НАТО нападать не собирается. 
| 3 "сбавлять темп нельзя, нужно продолжать вкладывать деньги..." ------------------------------------- Вот весь смысл, остальное - фигня для лохов. 
| 1 "— Нет ни одного такого генерала, который просыпается по утрам со словами «я хочу начать войну с Россией»." --------------------------------------------------------------------- Все за мир, но НАТО надо перебросить из Германии к границам России, а это так недёшево держать там эту кодлу дармоедов, чтобы каждое утро просыпаться с мыслью о мире с Россией... Короче - промывание мозгов, ведёт к идиотизму генералов, что очевидно, по их заявлениям... 
| 0 ...но я уверен, что если мы столкнемся с агрессией, ответ будет один: оборона...ХАХАХА!!! А Эрдоган, ПРЕЗИДЕНТ СТРАНЫ НАТО, в этом мягко говоря не уверен. И Меркель канцлер страны НАТО сказала недавно "ни кто нам не поможет, прошли те времена". Турция самая многочисленная страна НАТО и ФРГ самая технологически продвинутая сомневаются в НАТО и не верят ему, а генерал кого то пытается обмануть. 
| 1 Наглосаксы с западом буреют: без масла влезли к нам, дальше давят и кричат - караул, они сопротивляются. Но пружина сжалась до упора. Хватит ли сил сдержать ее когда она по всем законам разожмется? А разжавшись до островов не снесет ли этот гнилой мирок? 
| 1 Отставной генерал который пытался начать войну, но его тихо отправили в отставку. Сейчас он никто, поэтому ка и все неудачники привлекает к себе внимание. По поводу обороны он прав, Россия будет обороняться, но ракеты защитные, они прилетят в дом к Бридлаву, ведь это оборона тоже, после агрессии. Он об этом почему то не думает. 
| 0 Нет ни одного такого генерала, который просыпается по утрам со словами «я хочу начать войну с Россией». ===================================================================================== А кто вас спрашивать будет, убогие? Дадут приказ и, как в 41, попытаетесь вломиться в Россию... Но потеряете свои страны. В этот раз русский солдат жалости знать не будет. Виноваты будут все - и кто держал оружие, и кто давал команду и кто просто голосовал за преступные руководства собственных стран. 5-ая статья означает не только коллективную защиту, но и коллективную ответственность. И, с нашей, русской точки зрения, все отвечают за одного! Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Оймякон, ситуация с вламыванием объединенных войск НАТО на территорию России несбыточна на данный момент времени. Меньше чем через час свои страны потеряют все без разбору. Не будет больше обширных фронтовых войн.
Показать новые комментарии (0)ктотыч
kirov43
GreyCat
Etwas
liova01
Ретро Град
bot_1975
mainlord
as.volodia
Дмитрий С
gpg
sergeivanovich
Оймякон
Самогонщик
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)