В последние годы военные расходы почти всех стран мира регулярно растут. Например, в 2015 году военные расходы в мире увеличились на 1% по сравнению с предыдущим годом и составили 1,6 триллиона долларов.

На основе данных о том, сколько какая страна тратит на вооружение и у кого приобретает оружие, мы можем как распознавать те или иные сети сотрудничества, так и делать прогнозы о том, какие новые очаги напряженности могут возникнуть в будущем.

США давно опережают другие страны по военным расходам. Другим государствам крайне сложно догнать США, которые тратят на оборону по 600 миллиардов долларов в год. Военный бюджет Китая, который находится на втором месте, — на уровне 215 миллиардов долларов. Тем не менее в 2015 году военные расходы США снизились на 2,5% по сравнению с предыдущим годом. Эта тенденция к снижению, наблюдаемая последние несколько лет, связана с решением президента Обамы по мере возможности не втягивать США в прямые конфликты или дорогостоящие и широкомасштабные военные операции.

А военные расходы Китая с каждым годом заметно растут. За последние десять лет оборонный бюджет этой страны увеличился на 130%. Если учесть постепенно нарастающую напряженность в регионе, эти расходы, существенно влияющие на балансы сил в Восточной Азии, могут показаться угрожающими. Вопрос о том, как решить спор за передел в Восточно-Китайском море без каких-либо плачевных последствий для всего мира, станет одним из важнейших в ближайшее время. Военные расходы других стран этого региона, таких как Япония, Южная Корея, Филиппины и Вьетнам, тоже быстро растут из года в год.

Саудовская Аравия — еще одна страна, которая, как и Китай, стремительно увеличивает свои военные расходы. За последние десять лет оборонный бюджет этой страны возрос на 97% и достиг 87 миллиардов долларов. Главное основание военных расходов Саудовской Аравии образует, с одной стороны, беспокойство внутри страны об обеспечении непрерывности правящего режима, с другой — холодная война с Ираном на региональном уровне. Еще одна причина этого роста — не прекращающееся вмешательство в Йемене.


Военные расходы Саудовской Аравии, и прежде всего средства, выделяемые на вооружение, время от времени вызывают споры в странах, которые продают этой стране оружие. В прошлом году новое правительство Швеции приостановило военное сотрудничество с саудовцами из-за ситуации в области прав человека в этой стране. А канадское правительство на днях одобрило новый контракт о продаже оружия Саудовской Аравии. По этой причине премьер-министр Трюдо (Trudeau) оказался под шквалом критики со стороны оппозиции.

Россия, наследница бывшей сверхдержавы, Советского Союза, занимает четвертое место по военным расходам в мире. За последние десять лет ее расходы тоже возросли на 90%. Два последних года особенную роль в росте военных расходов России играет ее вмешательство в украинский и сирийский кризисы. Оборонный бюджет страны составляет около 66 миллиардов долларов. Увеличение военных расходов можно объяснить попытками страны вновь обрести вес в мировой политике. Эти попытки начались с приходом к власти Путина и особенно проявились после войны в Грузии в 2008 году.

Европейские страны, за исключением Великобритании и Франции, достаточно сильно отстают в вопросе наращивания военного потенциала. Тем не менее в атмосфере борьбы с международным терроризмом и напряженности в отношениях с Россией военные бюджеты членов ЕС также возрастают. Самый высокий рост наблюдается в странах, больше всего ощущающих на себе «российскую угрозу», таких как Польша, Латвия и Литва.

Турция, хотя она и не находится в начале списка, входит в число стран, выделяющих значительные ресурсы на оборону. На эти цели она тратит 15 миллиардов долларов в год.

Конечно, из любых расходов можно извлечь выгоду. Например, в продаже оружия лидируют США, Китай и Россия.

Известное правило театра гласит: «Если на сцене висит ружье, то по ходу пьесы оно обязательно выстрелит». Военные расходы растут в период, когда на геополитических линиях разлома накопилось столько энергии, и это не должно ускользать от внимания.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.