Михаил Симонов была авиаконструктором, чьи передовые самолеты вывели Советский Союз в лидеры войны в воздухе.
Его высокоманевренный самолет Су-27 с мощным вооружением признан лучшим истребителем XX века. Он открыл Советскому Союзу рынок экспорта самых лучших систем вооружений.
Имя Симонова стало синонимом новаторских разработок и проектов. Симонов создал серию истребителей Су, которые вызывают зависть у Запада. Самолет разрабатывался для противодействия американскому F-15. Симоновский Су-27 с двумя двигателями и двухкилевым вертикальным оперением поступил на вооружение ВВС СССР в 1984 году и завоевал уважение Запада благодаря своей дальности, составляющей 3200 километров, высокой маневренности и скорости, в 2,35 раза превышающей скорость звука.
Самолет был звездой на международных авиасалонах, выполняя такие фигуры высшего пилотажа, которые были не по силам другим истребителям. На одной ступеньке с ним стояли лишь самолеты МиГ и автомат Калашникова АК-47, ставшие символом значительных достижений России в производстве вооружений. Превосходная тяговооруженность Су-27 и совершенная система управления позволяют ему совершать исключительные маневры на очень низких скоростях, например, задирать нос и стоять несколько секунд на хвосте. Эту фигуру называют «коброй».
Однако восхождение Су-27 к вершине славы не было гладким. В 1977 году его опытный образец (Т-10) считался хуже американского истребителя, который уже находился в войсках. Симонову пришлось идти к министру авиационной промышленности и объяснять, что машина требует доработки. Позднее он вспоминал, как министр сказал ему: «Хорошо, что сегодня не 1937 год». Это было расценено как скандал. После серии переделок, аварий и существенных проблем во время опытно-конструкторских работ Су-27 в 1984 году был принят на вооружение, хотя трудности на производстве задержали его массовое изготовление до 1986 года.
Симонов считал, что стать со временем лучшим самолету позволила перестройка. После распада Советского Союза в 1991 году нехватка денежных средств вынудила компанию «Сухой» начать продажу самолетов за рубеж. После визита в Объединенные Арабские Эмираты и прозвучавшего там пожелания получить машину, способную вести воздушный бой и уничтожать подводные и наземные цели, Су-27 модернизировали, превратив его в многоцелевой истребитель.
После 1991 года, когда государственный оборонный заказ был близок к нулю, Симонов сыграл главную роль в получении выгодных контрактов на поставку Су-27 в Китай, Индию и другим иностранным заказчикам. Его высоко ценили за то, что он сохранил компанию «Сухой» на плаву в период, когда большинство других российских авиастроителей вело борьбу за выживание.
Су-27 остался основой российских ВВС после краха Советского Союза наряду с более современными модификациями, такими как Су-30 и Су-35. Творения Симонова приобрели репутацию лучших машин в 90-е годы, когда летчиков Су-27 пригласили поучаствовать в тренировочных полетах совместно с экипажами F-15.
Правила «боя» требовали, чтобы российские самолеты сели на хвост американским истребителям. Затем противники менялись местами. В обоих случаях самолеты Су одержали верх благодаря своей высокой маневренности и тяговооруженности. Эти качества позволяли им набирать скорость на восходящей траектории быстрее F-15.
Еще более выразительная победа была одержана в 2004 году, когда американским F-16 в учебном бою противостояли Су-30МКИ. «Поражение было неоспоримым», - заявил тогда Симонов. В 2006 году Су-30МКИ участвовали в учебных боях с британскими «Торнадо». Вице-маршал ВВС Великобритании Кристофер Харпер (Christopher Harper) высоко оценил возможности Су-30МКИ по ведению воздушного боя, назвав самолет «абсолютно мастерским и непобедимым».
Михаил Петрович Симонов родился в 1929 году в семье учителей в городе Ростове-на-Дону, находящемся на юго-западе России между Черным и Каспийским морем. Он влюбился в авиацию во время Второй мировой войны, и в юности занимался в авиамодельном кружке. В 1947 году Симонов поступил в Новочеркасский политехнический институт, являющийся одним из крупнейших в России технических вузов. Там он учился по специальности «проектирование и эксплуатация» и стал сталинским стипендиатом. В 1951 году Симонов перевелся в прославленный Казанский авиационный институт, который в 1973 году был назван именем авиаконструктора Андрея Туполева. После выпуска в 1954 году он остался в институте, где стал главным конструктором. Позднее Симонов создал клуб спортивной авиации, который при нем получил известность. Там он летал на первых советских цельнометаллических планерах.
Способности Симонова не остались незамеченными, и в 1969 году его перевели в Москву, назначив заместителем главного конструктора Таганрогской авиационной компании (так в тексте – прим. перев.). А спустя год он попал в ОКБ Сухого – также на должность заместителя главного конструктора. Следующие девять лет Симонов отвечал за разработку фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25 и истребителя Су-27.
В 1979 году из-за разногласий с руководителем КБ Сухого Симонов перешел на работу в министерство авиационной промышленности на должность заместителя министра по науке и новым технологиям. Его задача заключалась в создании систем воздушного боя. В 1981 году Симонова отправили в Афганистан для оказания технического содействия в эксплуатации Су-25, который использовался в борьбе с повстанцами-моджахеддинами. К концу той войны на афганских авиабазах находилось почти 50 Су-25, совершивших 60000 вылетов. С 1981 года до окончания войны в 1989 году был потерян 21 самолет.
Более 25 лет Су-25 применялся в воздушных боях в составе ВВС ряда стран. Ирак использовал его в войне с Ираном в 1980-1989 годах. Большая часть машин была позднее уничтожена или вывезена в Иран во время войны в Персидском заливе в 1991 году. В 1993 году абхазские сепаратисты использовали этот самолет против грузин. Спустя восемь лет Македония применила Су-25 против албанских боевиков. А в 2008 году Грузия и Россия использовали Су-25 в ходе конфликта в Южной Осетии. Эту машину в борьбе с местными партизанами и в гражданских войнах применяли и африканские государства, такие как Кот-д’Ивуар, Чад и Судан.
В январе 1983 года Симонов вернулся в ОКБ Сухого в качестве генерального конструктора (с 1995 по 1999 годы возглавлял созданную на его основе компанию в качестве генерального директора). Под его руководством компания обрела общемировую известность и высокую репутацию, создав целую серию многоцелевых самолетов, таких как Су-30, который предназначен для завоевания превосходства в воздухе, палубный истребитель Су-33 и истребитель-бомбардировщик Су-34. Симонов будущее авиации видел также в развитии отрасли гражданского самолетостроения, создавая проекты и прототипы пассажирских лайнеров, способных летать со сверхзвуковой скоростью.
Симонов получил целый ряд государственных наград и премий, в том числе, три самые высшие награды, которые давали в Советском Союзе за научные достижения. Он стал лауреатом Ленинской премии, был награжден золотой медалью им. В. Г. Шухова, а также орденом Трудового Красного Знамени. В 1999 году ему присвоили звание Героя Российской Федерации. Он является действительным членом Российской академии авиации и воздухоплавания и Международной и Российской инженерных академий.
Симонов был похоронен на престижном Новодевичьем кладбище в Москве, где находятся могилы таких известных людей как бывший президент Борис Ельцин и прославившийся на весь мир виолончелист Мстислав Ростропович.
Михаил Петрович Симонов, авиаконструктор, родился в 1929 году в Ростове-на-Дону, умер 4 марта 2011 года в Москве.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Реально в боях он массово участвовал хотя бы на протяжении месяца? Гладко было на бумаге. Недавно писали по ГЛОНАСС, что элементная база электроники на 80%- импортная. Дозаправка в воздухе возможна? Оружие в полете не навесишь, а вот с минимальной заправкой поднимать желательно, если можно дозаправить после, что намного экономичней. Тяжелый "тихоход" с запасом горючки машин на 5 легче поднять. Раскрыть всю ветку (8 сообщений в ветке) 
| 0 Хрень написали Причём полную. Хотя-бы почиталиб чё нить по теме прежде чем высер делать. 
| 0 рядом с нашим стоял боевой полк Су-27. очень красивая машина. а в боевых дествиях не участвовал(?) - не владею информацией - потому что другие разлетались от страха. 
| 0 Ой, какой толстый троллик!!! а тебя руками потрогать можно? Не в том плане в котором ты сразу подумал, а в том чтобы %блише твоё поганое в хлам разбить. 
| 0 саму статью не соизволите почитать? Творения Симонова приобрели репутацию лучших машин в 90-е годы, когда летчиков Су-27 пригласили поучаствовать в тренировочных полетах совместно с экипажами F-15. Правила �боя� требовали, чтобы российские самолеты сели на хвост американским истребителям. Затем противники менялись местами. В обоих случаях самолеты Су одержали верх благодаря своей высокой маневренности и тяговооруженности. Эти качества позволяли им набирать скорость на восходящей траектории быстрее F-15. Еще более выразительная победа была одержана в 2004 году, когда американским F-16 в учебном бою противостояли Су-30МКИ. �Поражение было неоспоримым�, - заявил тогда Симонов. В 2006 году Су-30МКИ участвовали в учебных боях с британскими �Торнадо�. Вице-маршал ВВС Великобритании Кристофер Харпер (Christopher Harper) высоко оценил возможности Су-30МКИ по ведению воздушного боя, назвав самолет �абсолютно мастерским и непобедимым�. толли нынче совсем разленились 
| 0 *тролли* ---- 
| 0 Су-27 использовался в войне на Африканском роге... Эфиопия против Эритреи на стороне Эфиопии. Противником были эритрейские МиГ-23, -27, -29. Су-27 имели ПОДАВЛЯЮЩЕЕ превосходство, несмотря на меньшую численность. 
| 0 Настрочил какой-то высер. Ты этот самолет хотя бы на картинке видел, пеЙсатель? 
| 0 Realbno v boyax,rezulbtat zavisit ot vbiu4ki i masterstva let4ika. 
| 0 ОЧЕНЬ ЖАЛЬ ЧТО ВСЁ ЭТО В ПРОШЛОМ И УЖЕ НИКОГДА НЕ ВЕРНЁТСЯ - ТЕПЕРЬ РФ ПРИ ПУТИНЕ ПРИДЁТСЯ ГОРДИТЬСЯ ТОЛЬКО СВОИМИ ТРУБАМИ И САНТЕХНИКАМИ... Путин строит только одними трубопроды - он не построил в России ещё НИ ОДНОГО современного промышленного производства hi - tech! Один пиз...ёжь и. о. Президента РФ Медведева про "Сколково"...Что будет с Россией когда нефть и газ ЗАКОНЧАТСЯ - вместе с ними кончится и Россия... Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 0 Когда кончится газ... ... по трубам пойдет вода, а по проводам электричество. Народу придется разъезжается по деревням и поднимать сельское хозяйство, возрождать коневодство. Имея участок в 1Га можно прокормить 7 человек в течение года и еще не продажу останется. Так что радуемся IPadam и другим благам сегодняшнего общества, возможно уже у наших праправнуков будут вызывать завить рассказы о самодвижущихся тележках и цветные картинки со звуком в ящике казаться фантастикой. 
| 0 А вы правы.В деревне лучше.Тихо спокойно,вечером звездное небо над головой.Поработать на земле до седьмого пота,банька, огонь камина...хорошо! 
| 0 из таллина очень тонюсенько,без задора. 
| 0 не ссы прийдёт ходорковский/каспаров/новодворская и сразу все наладят. 
| 0
О, тролль! И ни одного кирпича не положил сам вообще. 
| 0 редко дождешся похвалы от них.. норм 
| 0 Есть тонкий английский юмор ( не факт, что смешно). А эта статья - тонкое английское злорадство. 
| 0 Фантастика, обычно слова не то, что доброго, так хотя бы правдивого не дождешься. Ладно, зачет! 
| 0 Однако восхождение Су-27 к вершине славы не было гладким. В 1977 году его опытный образец (Т-10) считался хуже американского истребителя, который уже находился в войсках. Чем-то этот высер напоминает историю с вертолётом "Апач". Ка-50 и Ми-28 создавались по техзаданию соответствующему официально заявленным ТТХ "Апач". И наши КБ с задачей переплюнуть "Апач" справились. Но! Анекдот в том, что много-много лет кочующие из одного справочника в другое ТТХ "Апач" даже близко не лежали с его реальными характеристиками. Только к концу 20 века некоторые из них более менее подтянули - в последних модификациях... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Думаю, что такую вещь, как ТЗ на вертолет делали явно не по цифиркам с чужих справочников 
| 0 Не прямо, конечно, но ведь надо было от чего-то отталкиваться. Сами-то военные со своими запросами любое КБ с ума свести могут. Получится как в пиндосском анекдоте про бритосовкую технику: верблюд - это лошадь спроектированная в Англии. 
| 0 Есть тонкий английский юмор ( не факт, что смешно) А эта статья - тонкое английское злорадство. 
| 0 ... текст поправьте Михаил Симонов была авиаконструктором 
| 0 Для ВСЕХ госдеповских Freedom's Defender-ов: У нас уже Т-50 есть. Так что, не дождётесь вы кончины нашей. 
| 0 тема гулага не раскрыта
Показать новые комментарии (0)taliereep
Bgi
MaskOleg
угнетенный
baur
baur
Иван Плотников
Echo07
andreas.vs-58
Freedom's Defender
SUSUL
Да уж.
ssn36
trunikov
Trip
Подпольщик
Marat RG
Ansar02
Федор Фрaнк
Ansar02
Подпольщик
Roland17
СССР
zerba
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)