Враждебность Запада по отношению к России в какой-то мере оправдана, учитывая как характер российской внешней политики, так и те грубые, неуклюжие способы, какими она нередко осуществляется. К сожалению, эта враждебность может принимать иррациональный и истерический тон, которого нет в отношении Запада, например, к Китаю.

В последние годы одной из причин такого специфического западного отношения является растущее недовольство полуавторитарным характером администрации Путина. В этом недовольстве есть солидная доля лицемерия. Запад не выступал с подобной критикой недемократического поведения администрации Ельцина и его олигархических сторонников; и хотя западные эксперты поддерживают прозападные либеральные группы в России как "демократов", эти группы, фактически, пользуются поддержкой лишь малой доли российских избирателей. Это объясняется, прежде всего, тем, что, находясь во власти, многие из этих либералов и их союзников из числа бизнесменов использовали авторитарные методы и проявляли открытое пренебрежение к интересам, культуре и даже физическому выживанию подавляющего большинства россиян.

Напротив, все заслуживающие доверия опросы общественного мнения по-прежнему показывают, что Владимир Путин пользуется поддержкой солидного большинства россиян. Это тоже понятно, учитывая то, как выросла экономика страны и повысился уровень жизни при его правлении. И если значительную часть этого прогресса следует приписать высоким ценам на нефть, то справедливо также и то, что значительно возросшие возможности по получению доходов означают, что российское государство, наконец, снова имеет возможность выделять разумную долю этих прибылей на повышение зарплаты государственных служащих и качества услуг для населения. Для того чтобы этого достичь, было необходимо восстановить власть государства и радикально сократить власть олигархов; нечестно утверждать, что, учитывая российские реалии, процесс сокращения элит ельцинской эры когда-либо мог быть приятным.

В некоторых других странах полуавторитарный подход к капиталистическому развитию, в котором главенствующую роль играет государство, дал исключительно хорошие результаты. Это справедливо применительно к сегодняшнему Китаю, а также к Южной Корее и Тайваню в последние два поколения. Г-н Путин, кажется, пытается создать российское государство, в котором главенствующую роль играли бы элиты администрации, безопасности и экономики, примерно на тех же восточноазиатских принципах и в некоторой степени по аналогии с Турцией, где господствуют военные, а также с французской системой. Точно так же, как Франция сейчас пытается создать национального энергетического "тяжеловеса" путем слияния государственных компаний "Gaz de France" и "Suez", стратегия г-на Путина включает создание крупных полугосударственных корпораций. Эти корпорации предполагается сделать достаточно сильными, чтобы они могли конкурировать с международными ведущими компаниями в своей отрасли и укреплять мировое экономическое влияние России.

Новые российские элиты в концепции г-на Путина должны быть динамичными и способными конкурировать на свободном рынке, но также и глубоко патриотичными: они должны стоять на страже государственных интересов и проявлять почтение к пожеланиям государства, в особенности во внешней политике. Эти элиты будут свободно перемещаться между государственным и рыночным секторами и при этом будут щедро вознаграждаться; однако они будут хранить свои деньги в России, а не тратить их на британские футбольные клубы или французские замки. Члены этих элит никогда не будут лоббировать за иностранную поддержку против собственного правительства. В обществе в целом будут проводиться открытые дебаты по целому ряду вопросов, однако по другим вопросам дебаты будут строго ограничены. Равным образом, элементы демократии останутся, но будут в значительной мере управляемыми. Это будет не личная или династическая диктатура вроде той, что есть в Азербайджане, а коллективный режим этих элит, ведущие члены которых станут наследовать друг другу и по очереди занимать руководящие должности. В этом отношении было бы очень значимым, если бы подтвердились слухи о том, что г-н Путин после оставления президентского поста в 2008 году станет руководителем "Газпрома" или другой крупной корпорации.

Но на каждый исторический случай, когда такие попытки оказывались успешными, найдутся два или три случая, когда этот подход приводил только лишь к новой форме экономически ретроградной клептократии, в которой элиты государства, вместо того чтобы развивать экономику, разрушали ее посредством сочетания некомпетентности с воровством.

В сравнении с другими случаями, где этот подход привел к успеху, если ли у элит российского государства, какими их себе представляет г-н Путин, достаточно власти над экономикой, чтобы протолкнуть нужные реформы, или же они, фактически, все еще осуществляют косвенное управление через местные олигархии? Достаточно ли они честны, чтобы руководить крупными корпорациями и осуществлять государственный патронаж, удерживая собственную алчность в разумных пределах? Достаточно ли они современны и образованны, чтобы скопировать опыт Восточных Азии и успешно руководить как крупными корпорациями, так и экономикой в целом?

Поставить эти вопросы - вовсе не значит сказать, что на них даны убедительные отрицательные ответы. Есть причины для пессимизма, но также и для осторожного оптимизма. И прежде чем сходу осудить путинское видение России, нам следует также признать, что ни у кого не было сомнений, куда идет Россия при Борисе Ельцине: к губительной псевдодемократии в филиппинском стиле, в которой правят жестокие и эксплуататорские олигархические кланы. Вполне возможно, что г-н Путин потерпит неудачу, но было бы трудно всерьез доказывать, что модель, которой он следует, хуже филиппинской.

Автор является старшим научным сотрудником фонда "New America Foundation" в Вашингтоне. Его последняя книга "America Right or Wrong: An Anatomy of American Nationalism" (Права или нет Америка: Анатомия американского национализма).

____________________________________________________________

Избранные сочинения Анатоля Ливена на ИноСМИ.Ru

Ходорковский - жертва или. . . ? ("The International Herald Tribune", США)

C Россией следует разговаривать другим языком ("The International Herald Tribune", США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.