Вступивший вчера в действие в Азербайджане новый нефтепровод стратегического значения свяжет Каспийское и Средиземное моря и ограничит контроль России над экспортом

'Мечта стала былью', - во время торжественного открытия нефтепровода 'Баку-Тбилиси-Джейхан' (БТД) у азербайджанского президента Ильхама Алиева повод для лирики действительно был. Этот трубопровод длиной 1 768 км, связывающий побережье Каспийского и Средиземного морей, помимо всего прочего, гарантирует его стране, что в ближайшие тридцать лет на нее прольется золотой дождь примерно в 50 миллиардов долларов. Построенный силами международного консорциума во главе с Соединенными Штатами, нефтепровод соединит Каспийский регион с западными рынками и скрепит новый блок стран - Азербайджан, Грузия и Турция, ориентирующихся на США.

Из всех возможных маршрутов транспортировки каспийской нефти - через российскую или иранскую территорию - маршрут БТД, пожалуй, один из самых длинных и дорогостоящих (около 4 миллиардов долларов). Нефтепровод преодолевает Кавказские горы, трижды поднимается на высоту более 2 400 метров над уровнем моря и проходит по районам, где не прекращаются межэтнические конфликты (армянское меньшинство в Азербайджане, курды в Турции. . .). Для Соединенных Штатов, благословивших и профинансировавших этот проект, поставленное на карту оправдывает всякий риск. БТД обеспечит новый маршрут перекачки нефтью, не зависящий от Ближнего Востока и России, и подтвердит необходимость американского присутствия в этом регионе.

До сих пор большая часть каспийской нефти экспортировалась через Россию, для чего использовалась сеть нефтепроводов, ведущих в Новороссийск. В 1999 году был открыт первый нефтепровод, проложенный в обход российской территории и соединяющий Баку и грузинский порт Супса. Однако его пропускная способность невелика, и дальнейшая транспортировка должна осуществляться танкерами через проливы Босфор и Дарданеллы, которые, по мнению Турции, и так перегружены. Использование БТД поможет доставлять азербайджанскую нефть непосредственно на побережье Средиземного моря, откуда ее уже будут перевозить в США и Западную Европу.

'Совершенно очевидно, что этот проект был осуществлен скорее по политическим, чем по экономическим причинам, - подчеркнул в среду председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев. - Речь идет о том, чтобы переправлять энергетические запасы Каспийского моря на Запад, в обход России и других стран, например, Ирана'. К тому же, добавил российский депутат, этот трубопровод, проложенный в столь небезопасном регионе, даст Соединенным Штатам дополнительный 'повод' для 'заявления о своем праве на военное присутствие'.

У России есть причины злиться из-за нефти, которая теперь потечет в Турцию и США. Ведь до 1991 года весь этот регион, являвшийся частью Советского Союза, был под ее контролем. Однако Москва отдала предпочтение сибирской нефти, которую проще добывать, оставив до лучших времен эксплуатацию нефтяных месторождений на шельфе Каспийского моря. Признаком такой обиды стал тот факт, что российский высокопоставленный чиновник Игорь Юсуфов, который должен был присутствовать на торжественном открытии БТД, не приехал, сославшись на 'болезнь'.

В настоящий момент единственным утешением для России может послужить то, что рентабельность этой гигантской трубы еще далеко не доказана. По мнению Валерия Нестерова, эксперта российской инвестиционной компании 'Тройка Диалог', 'маловероятно, что Азербайджан располагает достаточными ресурсами, чтобы в ближайшие 20-25 лет ежегодно поставлять 50 миллионов тонн нефти - объем, необходимый для эффективного использования этого трубопровода. Для рентабельности проекта необходимо, чтобы Казахстан, обладающий куда более значительными запасами, экспортировал часть добываемой им нефти по этому трубопроводу. Однако для этого надо построить еще один портовый терминал в Казахстане или трубопровод, проходящий по дну Каспийского моря'.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, принимавший участие в открытии БТД, заявил, что его страна воспользуется новым нефтепроводом, но и напомнил о том, что у Казахстана есть и другие пути транспортировки - в сторону Китая или через Иран.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.