Балалайка — уникальный русский народный струнный инструмент. Вместе с баяном и гуслями она является одним из символов музыкального творчества русского народа.

Самые ранние письменные упоминания о балалайке восходят ко временам Петра Великого. В своей книге «Подлинные анекдоты из жизни Петра Великого» историограф Якоб Штелин писал, что в то время у Петра не было возможности слушать что-либо, кроме звуков барабанов, флейты, балалайки, пастушьего рожка и украинской бандуры. Именно в этот период балалайка и стала популярной.

Изначально она была инструментом крестьян и бродячих артистов, игра на ней считалась праздным занятием. В русском языке слово «балалайка» произошло от глаголов «балакать», «балаболить», что значит болтать, вести пустые разговоры.

С появлением баяна в XIX веке этот старинный инструмент был «заброшен» и незаметно исчез с художественной сцены того времени. В конце XIX века молодой русский аристократ Василий Андреев переписал историю балалайки. С помощью мастеров музыкальных инструментов он внес изменения в структуру балалайки и создал различные типы этого инструмента по образцу струнного квартета. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже состоялся концерт балалаечников под руководством Андреева, который имел там оглушительный успех. С тех пор у этого старинного народного инструмента «началась новая жизнь», балалайка стала известна во всем мире.

Сегодня балалайка, балет и авангардное искусство являются самыми популярными культурными «экспортными товарами» России. Балалаечные концерты проходят по всему миру. Однако исполнители уже не одеваются как русские крестьяне, а надевают костюмы и знакомят аудиторию с уникальным музыкальным творчеством России. Это также доказывает, что балалайка, хотя и является простым народным инструментом, но не уступает ни одному инструменту в составе классического оркестра.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.