Версий стремительной гибели парома «Эстония» за долгие годы развелось немало — причем самых причудливых. Представляем вам небольшую подборку.

Совместная комиссия, созванная Швецией, Эстонией и Финляндией сразу после катастрофы, заключила, что причиной гибели «Эстонии» стали суровые погодные условия и поломка запорного устройства носового визора, в результате чего внутрь хлынули тысячи тонн забортной воды. Однако заключение комиссии не раз подвергалось сомнению, и появилось целое множество альтернативных теорий.

Теперь все они снова обсуждаются: недавно появился новый документальный фильм о бреши в корпусе «Эстонии», о которой ранее не было известно.

Столкновение с военным кораблем

По одной из версий, которую выдвинули некоторые выжившие и родственники погибших, «Эстония» столкнулась с военным кораблем. Эту версию поддерживает Ларс Онгстрём (Lars Ångström), бывший член комитета обороны шведского риксдага.

Сторонники этой версии считают, что гражданским судно быть никак не могло — иначе аварию не скрывали бы столь тщательно от риксдага и правительства. Шведская служба военной разведки («Муст») и Отдел особых поручений, секретное подразделение разведки, якобы знают, что это был за корабль, но сведения эти держат в тайне.

Сторонники этой версии убеждены, что гражданский пассажирский паром «Эстония» использовался для вывоза краденых вооружений из бывшего Советского Союза. При этом чтó конкретно об оружии на борту было известно военной разведке, следствие выяснять не стало. Один таможенник признался, что ему приказали не проверять два военных груза на борту «Эстонии».

Теперь сторонники версии призывают правительство потребовать от спецслужб ответов на эти вопросы.

Взрыв бомбы

В художественном фильме 2003 года «Шторм на Балтике» немецкая журналистка Ютта Рабе (Jutta Rabe) предположила, что «Эстонию» потопила некая секретная организация — вероятно, российская.

По словам Рабе, на момент гибели судна на борту находились два грузовика с неким оборудованием для американской противоракетной обороны — и российские агенты якобы не хотели, чтобы груз достиг адресата. После затопления груз могли спасти при помощи подводной лодки, оснащенной колесами.

Ютта Рабе сама организовала водолазную экспедицию и собрала видеоматериалы следов на морском дне — как она считает, они доказывает ее теорию. Другие же исследователи моря говорят, что следы вполне могли оставить рыболовные снасти.

Контрабанда оружия

Как предполагает доклад аналитической группы «Феликс», автор которого, по слухам, некогда служил в КГБ, «Эстония» использовалась русской мафией для контрабанды оружия. Судно затонуло, когда контрабандисты узнали, что их разоблачили, и попытались сбросить груз, открыв визор в открытом море. Другие утверждали, что мафия была эстонская, или что в деле замешаны другие преступные организации.

В докладе, который в эстонском министерстве юстиции назвали домыслами, утверждается, что «Эстония» была узлом российской контрабанды, и корабль затонул, когда капитан корабля решил сбросить за борт наркотики и груз металла.

Еще ходят слухи, что «Эстонию» подбила российская подводная лодка, или корабль пошел ко дну после взрыва бомбы, заложенной шантажистами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.