Рабство существует столько же, сколько само человечество. Многие в нынешних дебатах о рабстве это упускают из виду. Непрерывная критика в адрес белого человека, например, полностью увела внимание от масштабной работорговли арабов.

Как получилось, что работорговцы когда-то начали вывозить рабов из Африки?

Африка — это континент. Почему многомиллионное ее население не защищалось, например, в 16 веке, когда к его берегам подходили арабские или европейские корабли работорговцев? Африканцы были хорошими охотниками, использовали ядовитые стрелы, копья и широкие обоюдоострые мечи. Корабли можно было потопить или поджечь, а моряков не пустить на берег — без воды и еды они бы умерли без чужой помощи.

Правда заключается в том, что африканские племена до этого и сами держали других африканцев в качестве рабов. Именно их они и начали потом продавать на корабли работорговцев, например, за порох и огнестрельное оружие. Они торговали своими же. Во время бесконечных межплеменных войн побежденных врагов было принято убивать, жертвовать богам или брать в плен в роли рабов. Позднее, если у какого-то племени появлялось огнестрельное оружие, соседям тоже приходилось им обзаводиться, чтобы выжить в следующей войне. Ну а платой за него были рабы. Например, в Марокко и Триполи были большие невольничьи рынки. Вдоль атлантического побережья все сильнейшие доколониальные государства опирались на работорговлю.

Прислушайтесь, что кричат на сегодняшних уличных демонстрациях, и вы поймете, что многие с историей знакомы лишь слегка.

Потому что рабство старо, как само человечество.

Почти все страны мира за свою историю в какой-то момент использовали рабов или крепостных. Чаще всего это были военнопленные, привезенные с завоеванных территорий, и нередко с ними обращались неразумно строго или даже возмутительно жестоко, в зависимости от того, работали ли они в доме или на плантациях/шахтах и так далее. Как становится ясно из Библии и Корана, ценность и стоимость рабов по большому счету равнялась стоимости скота. 

С историей рабства можно познакомиться в Национальном музее. Так что идея организовывать новый датский музей, посвященный тому короткому периоду истории, когда у нас были колонии в Вест-Индии, просто смешна, если посмотреть, как долго при этом процветало рабство у нас самих дома, где вовсю использовался труд бесправной прислуги и угнетенных нищих крестьян, которые выполняли тяжелую работу и вынуждены были пополнять армии лордов, имевщих право подвергать их телесным наказаниям. 

В ходе нынешних дебатов забывают, что в прошлом и белые люди нередко оказывались в рабских оковах — и мужчины, и женщины, и дети. Рабство в прошлом вовсе не ограничивалось тем, что белые притесняли черных. В исландских сагах, например, упоминается множество белых рабов. Например, в «Саге о людях из Лососьей долины», хёвдинг Хёскулль отправился на большой торговый съезд, где было много веселья, выпивки, игр и всевозможных радостей. Придя в хорошее настроение, Хёскулль заглянул в шатер купца со словами: «У тебя же найдется то, что мы желаем купить?»

Купец Гилле спросил, что именно хёвдинг ищет, и Хёскулль ответил, что хочет купить рабыню, если у него она найдется. Тогда Гилле отодвинул полог и показал, что за ним у него сидело 12 женщин. Он предложил Хёскуллю войти и посмотреть, не подойдет ли какая-нибудь из них.

Так Хёскулль и сделал: он осмотрел сидящих в ряд женщин и обнаружил, что прямо у полога сидит женщина плохо одетая, но, насколько можно разглядеть, очень красивая. «Сколько будет стоить эта женщина, если я пожелаю ее купить?» Гилле ответил: «За нее ты должен отдать три серебряные марки». Уже будучи женатым, Хёскулль совершил эту покупку и в тот же вечер дома отправился в кровать со своей новой «невестой». Позже окажется, что это дочь короля Ирландии, которую в 15-летнем возрасте захватили в плен и увезли из дома.

Белых людей могли поработить вне зависимости от их положения, если им не удавалось откупиться. В поэмах Гомера рассказывается о высокопоставленных военнопленных, которых взяли в рабство. Да, а еще такой философ, как Платон, вообще считал, что общество не может существовать без рабов. В средние века рабство также было наказанием за тяжкие преступления. 

Белые рабы? Во многих книгах, например, упоминаются белые гладиаторы времен античности, которые дрались друг с другом или дикими животными в римском Колизее. Сейчас это удовольствие от созерцания драк и убийств людям заменили кино и детективы. 

Глупая, бесконечная критика белого человека совершенно отвлекла внимание и от масштабной работорговли арабов. Период завоевания арабами Северной Африки примерно в 7 веке до нашей эры — это недостаточно освещенная историческая эпоха, когда арабы начали скупать африканских рабов, продаваемых им африканскими же племенами к югу от пустыни Сахара. 

Оборот арабской работорговли был просто огромен, рабов продавали в Аравию, Турцию и Египет. Арабские работорговцы стояли во главе такой интенсивной охоты за рабами, что на африканском континенте обезлюдели огромные территории.

Ловили они и белых рабов. По оценкам английского историка Роберта Дэвиса (Robert C. Davis), от миллиона до полутора миллионов европейцев оказались в плену у арабов и были проданы в рабство. Их захватывали во время военных походов и разграблении, например, итальянских и испанских прибрежных городов, а также вывозили из завоеванных и исламизированных странах Балкан.

В «Тысяче и одной ночи» богатые женщины в чадрах развлекаются с черными рабами, когда хозяин уезжает. Например, когда король Шахзаман отправился в путешествие, чтобы вместе со своими шатрами, верблюдами, мулами, рабами и воинами навестить брата.

«Однако посреди ночи он внезапно вспомнил об одной вещи, которую забыл во дворце. А когда он вернулся туда, то обнаружил, что его жена лежит на кровати в объятиях чернокожего раба». Тогда король вытащил свой меч и обезглавил обоих. 

Турки тоже с размахом торговали рабами. У правящего класса в Османской империи были рабы для хозяйственных работ, а из похищенных славянских мальчиков выращивали солдат-янычар. Также они держали гаремы, в которых было много и белых женщин. Особенно ценились рыжеволосые уроженки Кавказа. У турецкого султана Сулеймана I в дворцовом гареме были заключены 600 молодых и красивых рабынь, которых он держал только для собственного удовольствия — насколько хватало сил.

Многих из рабынь к нему так никогда и не вызвали. Охраняли гарем чернокожие евнухи — кастрированные рабы-мужчины. Даже просто говорить о гареме султана было запрещено. Какие невообразимые трагедии там только ни случались! На открытом невольничьем рынке Константинополя рабынь продавали в гаремы или в качестве наложниц вплоть до 1908 года. Пираты тоже охотились за рабами.

Во время геноцида христианских армян, устроенного Османской империей, способных носить оружие мужчин убили, истощенных стариков, женщин и детей отправили на марш смерти по сирийской пустыне, а молодых женщин насиловали, унижали и превращали в рабынь. Просто прочтите книгу «40 дней Муса-Дага» Франца Верфеля (Franz Werfel).

Саддам Хуссейн в Иране, Муаммар Каддафи в Ливии и Роберт Мугабе в Зимбабве держали рабов. В романе «Бегущий за ветром» Халеда Хоссейни описывается, как современные талибские боевики на фронтах похищают и увозят с целью сексуального насилия маленьких мальчиков, которых называют «танцующими мальчиками». В богатых государствах Персидского залива миллионы азиатских женщин привозят в частные дома, где они часто работают на рабских условиях. Такие террористические организации, как Исламское государство* (запрещена в России), также во времена своего расцвета держали военнопленных в качестве рабов.

Нам нужно шире смотреть на рабство с исторической точки зрения, ведь оно было не только в Америке. Тяжелая тень рабства упала мраком на прошлое всего земного шара, а где-то не рассеялась и до сих пор.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.