Самолет-разведчик, летевший в Будё (город в Северной Норвегии — прим. ред.), спровоцировал один из самых напряженных эпизодов холодной войны.

С помощью самолета-разведчика U-2 американцы заглядывали на территорию врага на востоке. И долгое время все было по плану. Но 1 мая 1960 года все пошло наперекосяк.

Американская разведывательная организация ЦРУ хотела, чтобы самолет-разведчик пролетел через всю Россию. Но на пути из Пакистана в норвежский Будё его сбили.

Лидер Советского Союза пригрозил атомной бомбой.

Для Норвегии кризис из-за U-2 стал самой опасной ситуацией за всю холодную войну.

«Атмосфера была невероятной напряженной», — рассказывает Карл Клеве (Karl Kleve), куратор Норвежского авиационного музея.

Норвегия и Будё оказались под угрозой

Пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс (Francis Gary Powers) должен был сфотографировать советские военные объекты.

«Ему надо было попытаться выяснить, правдивы ли слова советского лидера Никиты Хрущева, который любил повторять, что СССР выпускает ядерные ракеты, как колбасу», — рассказывает Клеве.

У этого маленького черного самолета был огромный размах крыльев. Поэтому он мог лететь очень высоко, скрываясь от радаров. Особенно интересно американцам было выяснить, насколько далеко СССР зашел в развитии ракетных баз на севере. Вот почему самолет планировал приземлиться в аэропорту Будё.

Реакция советского лидера была предельно четкой. Если Норвегия будет и дальше предоставлять свои базы разведывательным службам других стран, СССР атакует.

«Мы были одним из ближайших союзников США. В холодную войну главной нашей задачей был шпионаж за Советским Союзом», — говорит Клеве.

Будё прославился на весь мир

А дату 1 мая для операции выбрали не случайно.

«1 мая было в Советском Союзе величайшим праздником. Поэтому американцы сочли, что в этот день русские утратят бдительность и не так пристально станут следить за показаниями радаров», — говорит Клеве.

Однако это была ошибка.

Всего за пару майских дней маленький и никому не известный городок Будё прославился почти на весь мир. Небольшой торговый город стал частью системы обороны и пешкой в большой политической игре Востока и Запада.

«Начало 1960 года было довольно мирным. Летом сверхдержавы должны были впервые встретиться на мирной конференции в Париже. Все эти планы, конечно, пошли прахом, — рассказывает Клеве. — Русские воспользовались случаем с U-2 сполна и изучили сам самолет».

Разведчики ЦРУ после этого инцидента перестали летать над Россией, но модель самолета и сегодня остается на вооружении ВВС США.

Нужны фотографии самолета

Американские самолеты-разведчики типа U-2 в 1960 году в Будё так и не приземлились. Но они бывали там прежде.

С августа по октябрь в 1958 году два U-2 размещались на аэродроме в Будё. Отсюда они летали на север вдоль побережья, наблюдая за Баренцевым морем и районами вдоль границы с СССР.

«В Будё многие, вероятно, видели их, но фотографий у нас никогда не было, — говорит Клеве и в связи с этим настоятельно просит: — Если у кого-то есть фотографии или видео с U-2 тех времен, когда они делали вылеты из Будё, мы были бы рады получить их копию».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.