Во Вторую мировую войну немцы намеревались уничтожать танковые войска Красной Армии специальными самолетами для борьбы с наземными целями. Для этого на Хс-129 была установлена огромная противотанковая пушка.

Штурмовик «Хеншель» Хс-129 (Henschel Hs 129) должен был стать самым эффективным противотанковым оружием Второй мировой войны, и многое говорило о том, что вначале так оно и было. Для ударов по наземным целям важно было защитить самолет от огня легких зенитных пушек и автоматов. В отличие от немецкого пикирующего бомбардировщика Ю-87(Ju 87) и российского штурмовика Ил-2, у Хс-129 было два двигателя: при отказе одного из них самолет мог продолжать полет. От русской модели была взята идея поместить экипаж в своеобразную ванну из броневых листов, чтобы пилоты и стрелки не пострадали от заградительного огня.

Кроме того, Хс-129 был оснащен самой мощной пушкой, какую когда-либо ставили на самолет тех времен. Немецкие штурмовики были вооружены максимум двумя 38-миллиметровыми автоматическими пушками. Пробить броню такого танка, как Т-34, они не могли. Пилоту нужно было при подлете к цели сильно наклонить нос самолета или при атаке пикировать, чтобы снаряды попали в уязвимую крышу танка.

Вторая мировая война и мечта о летающем танке

Хс-129 оснащался всевозможным оружием, но именно он впервые породил мечту о летающем танке с соответствующей пушкой. Под фюзеляж самолета подвешивали один из вариантов 75-миллиметровой танковой пушки КвК-40 (KwK 40) с боекомплектом в 26 снарядов, перезарядка производилась автоматически. При скорострельности 40 выстрелов в минуту за один подлет можно было произвести 3-4 выстрела. В принципе пушка КвК-40 была способна пробить лобовую броню Т-34 с расстояния в 1000 метров, если бы пилот смог попасть в цель с такого расстояния. Но ведь он стрелял во время полета.

Несмотря на мощное вооружение, Хс-129 на практике не оправдал связанных с ним ожиданий. Не было выпущено и тысячи штук этой модели. Главной причиной стали плохие летные качества самолета: его двигатели были слишком маломощными для такой сверхтяжелой крылатой машины.

Максимальная скорость Хс-129 составляла всего 400 км/ч. В отличие от Ю-87 или Ил-2, у Хс-129 не было стрелка в хвостовой части самолета для отражения атак вражеских истребителей или штурмовиков. Поэтому без сопровождения истребителями этот неповоротливый самолет использовать было нельзя.

Бронестекла толщиной в 75 миллиметров мешали обзору. Кроме того, французские двигатели «Гном-Рон 14М» (Gnôme-Rhône 14M) были крайне чувствительны к пыли. Они могли выйти из строя прямо во время полета. В Африке одна из эскадрилий потеряла больше самолетов из-за отказа двигателей, чем из-за действий противника.

Слишком слабая машина для такого вооружения

Идея оснастить самолет пушкой ПаК-40Л (PaК 40L) тоже стала ошибкой. Конструкция пушки с автоматической перезарядкой была прекрасной, но на самолете не удавалось компенсировать сильную отдачу мощного орудия. Когда США конструировали свой штурмовик для борьбы с наземными целями «A-10 Фэйрчайлд Рипаблик» (A-10 Fairchild Republic) по прозвищу Warthog («Бородавочник»), инженеры отдавали себе отчет в том, что весь корпус самолета должен быть спроектирован с учетом отдачи и вибрации при стрельбе из мощной 30-миллиметровой автоматической пушки «ГАУ-8В Авенджер» (GAU-8/A Avenger). А немцы просто подвесили под фюзеляжем самолета ванну с противотанковой пушкой. Один только вес пушки и ее боекомплекта требовал практически всей мощности самолета.

Во время стрельбы отдача была настолько сильной, что самолет бесконтрольно сбивался с курса. Как правило, о последовательных боевых действиях не могло быть и речи.

Тем не менее пилоты любили Хс-129. В отличие от Ю-87, этот самолет был хорошо защищен от вражеского огня. Самым известным пилотом Хс-129 был Рудольф-Хайнц Руффе (Rudolf-Heinz Ruffe). Ему приписывают 80 подбитых танков. Но, несмотря на мощную броню, его самолет был сбит прямым попаданием снаряда советской зенитки. Самолет мгновенно взорвался, Руффе погиб.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.