Посол России в Черногории Яков Федорович Герасимов выразил сомнение в том, что членство в НАТО может помочь балканским странам в укреплении своей безопасности и защите национальных интересов. В интервью изданию Dan он сказал, что Россию особенно беспокоит стремление НАТО поднять свой боевой потенциал на глобальный уровень ценой нарушения норм международного права.

- Изменились бы, и каким образом, отношения России и Черногории, если бы Черногория стала членом НАТО?

- Наше негативное отношение к расширению НАТО хорошо известно и зависит не от какой-либо коньюктуры или географического вектора, оно основывается на анализе неблагоприятных политических и военных последствий, которые возникают после каждой волны расширения. В настоящее время поступки НАТО по отношению к России, такие, как расширение альянса в направлении к нашим границам, размещение в непосредственной близости от нас элементов американской системы ПРО, заставляют нас принять адекватные меры для того, чтобы обеспечить элементарную защиту государства и его границ. Наша озабоченность в первую очередь вызвана стремлением НАТО повысить его боевые возможности на глобальном уровне ценой нарушения норм международного права, чтобы подвести военную инфраструктуру стран-членов Альянса к границам России. Так же мы относимся и к расширению НАТО на Балканах. Я сомневаюсь, что в нынешних условиях членство в военно-политическом блоке стран этого региона будет способствовать укреплению их безопасности и защите национальных интересов. Кроме того, непонятно, в принципе, от кого в самом деле исходит опасность, которая заставляет страны региона вступать в НАТО ради своей защиты. В любом случае - не от России. На наш взгляд, альтернативой расширению НАТО могла бы стать реализация инициативы президента России Дмитрия Медведева заключить новый Договор о европейской безопасности. Это соглашение дало бы качественно новый и, прежде всего, равный уровень военно-политической безопасности всем странам на основе принципа неделимости безопасности. Мы считаем, что пришло время от декларирований благих намерений перейти к конкретным действиям, и важно, чтобы эти шаги были зафиксированы юридически. Это позволит всем странам в равной степени чувствовать себя в безопасности. Я считаю, что двусторонние отношения между Россией и Черногорией вряд ли могут иметь принципиальные изменения. Между нашими народами на протяжении длительного времени существуют дружественные отношения, подтвержденные веками - политические, экономические, духовные и культурные связи. В следующем году мы будем отмечать 300-летие установления политических отношений между нашими странами.

- Представители ЕС и США часто отмечают, что самой большой проблемой Черногории является борьба с коррупцией и организованной преступностью. Россия такого же мнения?

- Судя по всему, проблема борьбы с коррупцией и организованной преступностью является очень актуальной для Черногории. Этот вопрос, однако, актуален и в других странах. И в России этому вопросу уделяется большое внимание, эта проблема находится под пристальным контролем президента Медведева. Будучи молодой страной, Черногория производит впечатление о том, что у нее нет достаточно собственного опыта в данной области, несмотря на то, что намерения решить данную проблему очевидны. Здесь наиболее важно достигнуть позитивных результатов с тем, чтобы обеспечить пространство для реализации того, что нужно стране. Эта проблема сложна и не может быть решена в одночасье. Кроме того, каждая страна должна принимать во внимание особые условия, в которых она развивается. Поэтому тяжело давать советы в данной ситуации. Хотя, наверное, полезно услышать мнения других. Мы рассматриваем этот вопрос на принципе взаимовыгодности, обмениваемся опытом в рамках установленных контактов между министерствами и профильными департаментами.

- Что вы думаете об общей политической и социальной ситуации в Черногории?

- Как я уже сказал, Черногория является молодой страной, которая обрела независимость только в 2006 году. С другой стороны, за очень короткое время Черногория прошла долгий путь признания в качестве полноправного члена международного сообщества, сотрудничая со всеми основными международными организациями. Сегодня Черногория является одной из наиболее успешных стран Балканского региона. Она активно продвигается по пути европейской интеграции, проводит реформы во всех сферах в соответствии с европейскими стандартами. Результаты, которых добилась Черногория, позволяют Европе поставить ее в качестве примера для других стран региона, имеющих аналогичные стратегические цели. Если Черногории удастся сохранить и развить все свои преимущества, она будет иметь очень хорошие перспективы. Россия готова помочь ей в этом.

- Как вы оцениваете нынешнее сотрудничество между Россией и Черногорией?

- С уверенностью можно сказать, что отношения между двумя странами развиваются положительно во всех сферах. Между Москвой и Подгорицей динамично развивается политический диалог, подписаны 20 новых двусторонних соглашений по укреплению торгово-экономических связей, сотрудничества в социальной сфере, быстро развивается туристическое сотрудничество. В процесе подготовки находится ряд новых контрактов и соглашений в различных сферах. Полностью согласован текст межправительственного соглашения о международных автоперевозках, в процесе согласование межправительственного соглашения о воздушном транспорте, разработаны программы двустороннего сотрудничества между министерствами культуры России и Черногории.

- В каких сферах Вы видите возможности для развития сотрудничества?

- Одним из важнейших направлений двустороннего сотрудничества является торгово-экономическая сфера. Совместная деятельность в этой сфере до сих пор, по взаимному признанию, не достигла того уровня развития, который позволяет ее потенциал. Как очень хороший механизм для решения существующих проблем показал себя межправительственный российско-черногорский комитет по торговле, экономическому, научному и техническому сотрудничеству. В этом году, осенью, в Москве пройдет четвертое заседание комитета. В ходе заседаний будет обсуждаться и вопрос перехода к режиму свободной торговли не только между Россией и Черногорией, а также с другими странами Таможенного союза - Россия, Белоруссия, Казахстан. Это, на мой взгляд, сделает прорыв с точки зрения и количества и качества в сфере двустороннего экономического сотрудничества, значительно повысить уровень товарооборота между странами за счет отмены ряда таможенных ограничений. Еще одна важная и актуальная задача, которая успешно выполняется, - это принятие мер по урегулированию клиринговой задолженности России перед Черногорией. В счет урегулирования задолженности осенью прошлого года было доставлено и установлено дорогостоящее оборудование для TEС «Плевля». Особое внимание уделяется вопросам сотрудничества между государствами в области культуры, что обусловлено глубокими историческими и духовными традициями отношений между нашими странами, сродностью менталитета и языка. Я хотел бы подчеркнуть важную роль неправительственных организаций в укреплении и развитии российско-черногорских отношений, особенно в области культуры. Это российско-черногорская ассоциация дружбы "Павел Ровинский" и "Петр I", ассоциация преподавателей русского языка и ассоциация потомков русских эмигрантов в Черногории "Царь Николай". Важным направлением является и межрегиональное сотрудничество. Многие области России и Черногории уже официально оформили отношения, которые постоянно совершенствуются. Известно, что граждане России искренне заинтересованы культурой Черногории, ее православными святынями, бытом, красотой природы. Именно поэтому каждый год в Черногорию приезжает около 150 тысяч туристов из России. Нужно устремлять параллельные усилия для того, чтобы сотрудничество в сфере туризма было направлено не только в Черногорию, но и в Россию.


- Как Вы прокомментируете то, что некоторые из крупнейших инвестиционных проектов в Черногории, в которые вложен русский капитал, такие как, например, строительство туристического комплекса на Завале, не осуществляются в соответствии с заявленными планами?

- Я бы не сказал, что эти проекты не выполняются. Работа идет. Другое дело, что этот вопрос не является прерогативой политики. Основным критерием финансового успеха проекта является его экономическая эффективность. Судите сами, если экономический эффект, размер заработка на проекте минимальный, то, как я понимаю, предприятие должно приложить максимум усилий в целях его повышения, не правда ли? Это аксиома бизнеса. Решение проблемы может найти различные пути, начиная от получения дополнительных средств, кредитов, заканчивая сокращением затрат на производство, которое может быть реализовано различными способами. В целях предотвращения банкротства компании вынуждены принимать самые строгие меры, направленные на повышение экономической эффективности. Практика этих компаний показывает, что одна из таких мер - сокращение численности персонала, как "излишка", который не участвует или в минимальной степени участвует в формировании конечного продукта. Многие западные компании прибегали к этим мерам чтобы выжить в современных условиях глобализации и конкуренции. Такая практика имеет соответствующее обоснование. Строительство туристического комплекса на полуострове Завала также чисто коммерческий проект. Таким образом, его осуществление зависит от финансовых условий, в которых на сегодняшний день работает компания. Темпы реализации этого проекта напрямую зависят от экономической коньюктуры и от того, насколько благоприятными будут условия, в которых будет продолжать работу компания. Я думаю, что этот проект будет завершен.


- Будет ли Россия после заключения Международного Суда настаивать на своей позиции по Косово, независимо от того, какие последствия это будет иметь на ее отношения с США и другими западными странами?

- Независимо от решения Международного суда ООН Россия, как и прежде, не признает "независимость" Косово. Мы придерживаемся мнения, что необходимо продолжать переговоры со всеми заинтересованными сторонами, соблюдая положения резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. Я хочу обратить ваше внимание на то, что эта резолюция, что подчеркнул и упомянутый Суд, по-прежнему является правовой основой для урегулирования данной проблемы. Показательно, что суд не рассматривал вопрос о том, было ли отделение Косово от Сербии правомерным, а рассмотрел только лишь один документ – «Декларацию о провозглашении независимости", которая была принята в парламенте Косово 17 февраля 2008 года.

- В какой степени Россия в настоящее время восстановила мощь бывшего Советского Союза на международной арене?

- Я думаю, что не следует сравнивать Россию с Советским Союзом. Теперь это совершенно разные страны и по государственному строю, и по внешнеполитическому курсу. Как правопреемник Советского Союза, Россия, конечно, выполняет все обязательства по международным договорам и соглашениям. После распада Советского Союза мы прошли через очень трудные времена формирования новой страны, что для Черногории, я думаю, хорошо знакомо. Тогда нам пришлось уделять больше внимания внутренним делам. В последние годы, и мы очень рады что Dan много об этом писал, Россия занимает достойное место среди ведущих стран мира.


Как событие, имеющее особое значение, посол отметил недавнее создание Ассоциации российско-черногорского инвестиционного сотрудничества.

- Я думаю, что свой вклад в развитие экономического сотрудничества между нашими странами сделает и Ассоциация российско-черногорского инвестиционного сотрудничества, созданная в июле этого года, которая ставит перед собой задачу консолидировать деятельность русских компаний, работающих в Черногории, а также укрепить их связи с черногорскими партнерами - сказал посол.

- Каким, по последним данным, является объем российских инвестиций в Черногорию?

- Общий объем прямых русских инвестиций в Черногории, по расчетам за 2009 год составил около 70 миллионов евро. Падение на 40 и больше процентов по сравнению с 2008 годом было вызвано в первую очередь мировым финансовым кризисом и осторожным ожиданием многих крупных инвесторов. В текущем году ситуация, очевидно, стала улучшаться, и поэтому мы ожидаем роста российских инвестиций в экономику Черногории.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.