Хомячить (hamstern) — по-немецки это не «жевать втихаря», а «делать запасы»: именно этим глаголом называют закупку товаров впрок, на случай лишений. Сегодня в Германии это одно из самых популярных слов, да и, пожалуй, занятий: мало кто способен выйти из охваченного коронавирусным кризисом супермаркета, не прихватив с собой парочку ненужных продуктов — на всякий случай.

Несмотря на едва ли не ежедневные заверения правительственных чиновников, что снабжение гарантировано, истеричная скупка товаров с длительным сроком хранения не останавливается: полки с самыми дешевыми макаронами и крупами пустуют много где. Чтобы удовлетворить спрос, сеть Aldi Süd заказала несколько спецпоездов, везущих из Италии макароны: первые составы уже прибыли на юг ФРГ, общий объем экстренных поставок макаронных изделий превысит 200 тонн.

Пресловутый символ пандемии — туалетная бумага — становится роскошью. Ее покупка, как и многих других товаров первой необходимости, во многих магазинах страны ограничена одной или несколькими упаковками в одни руки.

Социологи и экономисты в свою очередь выясняют, каковы глобальные итоги массового продуктового помешательства. Их данные во многом подтверждают ощущения: к примеру, институт исследований общественного мнения Nielsen подсчитал, как вырос оборот тех или иных товаров за кризисные недели. Если январские показатели продаж туалетной бумаги сопоставимы с показателями за предыдущий год, то уже в середине февраля, с началом массового распространения вируса в Северном Рейне-Вестфалии, оборот резко пошел вверх. За девятую календарную неделю года (с 24 февраля по 1 марта) в ФРГ продано на 76 процентов больше туалетной бумаги, чем за тот же период 2019 года, за десятую (2-8 марта) — на 118 процентов, одиннадцатую (9-15 марта) — на 99.

Еще более безудержным оказался скачок оборота средств для дезинфекции: в пиковый период продажи выросли на 467 процентов. В последующие недели показатели снизились — но, вероятно, из-за отсутствия не спроса, а самих товаров: многие торговые сети продали все запасы и не добились новых поставок или же стали продавать не больше пары антисептиков в одни руки.

В десятки раз выросли продажи круп, муки, супов в пакетах, замороженных изделий: пока невозможно оценить, насколько повлияли на них сообщения о растущем спросе в масс-медиа, как и истерики в социальных сетях. «Люди стремятся хоть как-то обеспечить свою безопасность и независимость, — объясняет поведение „хомяков" эксперт дюссельдорфской Высшей экономической школы (Wirtschaftshochschule) Мартин Фаснахт (Martin Fassnacht). — Туалетная бумага, макароны, средства для дезинфекции — иметь дома необходимый запас вполне разумно, как бы ни смеялись другие над такими заботами».

Растущий оборот находит отражение и в данных за февраль и март, собранных Федеральным статистическим ведомством (Statistisches Bundesamt). Однако розничной торговле повышенный спрос несет не только прибыли, но и проблемы: «Высокие продажи определенных категорий товаров длительного хранения говорят о том, что впоследствии их будут покупать значительно меньше, — поясняет эксперт WHU. — Отсутствие сбалансированного спроса затрудняет и планирование, и логистику, и просто создает излишнюю нагрузку на торговлю».

О здоровом балансе в кризисные времена говорить не приходится: паническим настроениям поддался каждый третий немецкий покупатель. Опрос кельнского Института изучения сферы торговли (Institut für Handelsforschung) показывает, что за неделю с 16 по 22 марта 31 процент клиентов немецких продуктовых магазинов покупали «про запас» — в основном из опасений, что в ближайшем будущем традиционные покупательские привычки придется пересмотреть. Параллельно 17 процентов покупателей «хомячили» в хозяйственных магазинах.

Юлия Клекнер (Julia Klöckner), министр продовольствия и сельского хозяйства Германии, неоднократно предпринимала попытки успокоить население, выступая с обращениями, в которых обещала, что каждый житель страны по-прежнему будет сыт. Но и главе Минсельхоза пришлось признать, что из-за снижения объемов производства, неожиданных проблем в цепочках логистики и возможной нехватки сезонных рабочих не исключены проблемы с поставками свежих овощей и фруктов. Пока, впрочем, отсутствие скоропортящихся продуктов в целом по стране совершенно незаметно — в отличие от локальных перебоев с поставками товаров длительного хранения.

Скачкообразный спрос и покупки про запас — не только немецкая ситуация: «хомяков» хватает всюду, куда дошла пандемия. Как подсчитали маркетологи, с теми же проблемами сталкиваются практически все европейские соседи ФРГ, как и США или далекая Новая Зеландия. В целом за одну неделю марта потребительский спрос в США вырос на 53 процента, во Франции — на 37%, в Великобритании — на 23%, в Италии плюс (уже в условиях карантина) составил 21 процент. Наиболее популярным продуктом стала тот же символ пандемии: в США туалетной бумаги и салфеток покупали больше на 212 процентов, в Великобритании — на 134%.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.