Строительство высокоскоростной железнодорожной сети в России — один из самых амбициозных железнодорожных проектов страны со времен Транссибирской магистрали. И вот, наконец, должна начаться планировка пилотной трассы, соединяющей Москву и Санкт-Петербург.

«Проектирование ВСМ займет три года», — заявил в четверг заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев. Сколько затем продлится строительство, зависит от выбранного проекта. Но обычно требуется до пяти лет, отметил Токарев.

ВМС — необычная магистраль. Для проекта понадобится свыше 650 км абсолютно новой трассы. Поезда должны будут развивать скорость до 400 км/ч, путь между двумя мегаполисами займет 2,5 часа, так что пассажиры смогут добираться от центра одного города до центра другого быстрее, чем на самолете.

Но все же и расходы огромные. Вице-премьер Максим Акимов недавно оценил их в 1,5 триллионов рублей — в пересчете это целых 20 миллиардов евро.

«Сумма, скорее всего, еще будет корректироваться в сторону увеличения», — сообщил Евгений Макаров, руководитель проекта «Немецкая инициатива по высокоскоростным железнодорожным магистралям». Самые трудные и дорогостоящие вопросы строительства магистрали еще прорабатываются. Так, например, неясно, на какой вокзал будут прибывать поезда в Петербурге, будут ли подключаться аэропорты и надо ли планировать на полпути промежуточную остановку в Великом Новгороде.

Немецкие ноу-хау

«Немецкая инициатива по высокоскоростным железнодорожным магистралям» знает о проблемах. Консорциум под руководством Siemens был основан для того, чтобы обеспечить возможность участия немецких компаний в мегапроекте. На этой неделе он стал на один большой шаг ближе к своей цели. Глава РЖД и генеральный директор компании Siemens Mobility Сабрина Суссон подписали соглашение о стратегическом партнерстве. В соответствии с ним Немецкая инициатива должна будет осуществлять поддержку в сфере технологий и ноу-хау при проектировании, а позднее и строительстве высокоскоростной магистрали.

Если немецкие железные дороги Deutsche Bahn AG, а также инжиниринговые предприятия Obermeyer и Gauff хотят принять участие в проектировании, то Siemens надеется на сферу подвижного состава и инфраструктуры. Ради привлекательного проекта концерн готов расширить свое производство в России. Хотя пока речь идет всего лишь о меморандуме о намерениях, немцы тем самым оказались на шаг впереди конкурентов из Китая.

Москва долгое время собиралась реализовать проект ВСМ с Пекином. После ухудшения отношений с Западом в результате крымского кризиса Владимир Путин возлагал надежды на помощь Китая в строительстве.

В 2013 году президент лично приложил усилия для того, чтобы трасса была проложена в Казань вместо Петербурга. Пекин выразил готовность участвовать в строительстве. Однако представления соседей о финансировании и трансфере технологий сильно разошлись.

Вообще-то престижный проект должен был быть готов еще к Чемпионату мира по футболу в 2018 года. В апреле Путин распорядился приостановить проект по строительству магистрали в Казань и возобновить проект трассы в Санкт-Петербург. Немецкие компании надеются, что теперь реализация действительно не за горами. Дитрих Меллер, многолетний глава Siemens в России, всегда считал этот маршрут в экономическом плане более целесообразным и выступал в его поддержку.

При этом и трасса в Петербург вызывает вопросы. Так, потенциальный пассажиропоток ВСМ оценивается в 7 миллионов пассажиров. И все же РЖД вместе с Siemens уже сейчас успешно используют на этом маршруте аналог «Сапсана». Недавно Siemens получил еще один многомиллиардный заказ на поставку новых поездов. Если «Сапсан» будет ездить и дальше, то российские железные дороги в будущем начнут конкурировать сами с собой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.