Малый бизнес, вынужденный оставаться в тени из-за высокой нагрузки, лишен возможности отстаивать свои права. В России хватает объединений, призванных помогать малому бизнесу защититься от государства, однако большинство небольших компаний предпочитают справляться с проблемами самостоятельно. Причина в высокой доле теневой экономики, выход из которой неизбежен при вступлении в бизнес-союзы и участии в их делах.
Некоторые работающие в тени предприниматели утверждают, что зарабатывают исключительно благодаря уходу от налогов, и у них нет времени на то, чтобы заниматься еще членством в каких-либо союзах. Однако даже состоящие в объединениях предприятия не всегда получают ожидаемую поддержку. По мнению руководителей союзов, из-за нежелания таких бизнесменов бороться за общие блага.
Где состоят малые предприятия
В России, по данным Росстата, почти 10 тысяч объединений юрлиц. С 2013 по 2017 год их количество удвоилось. Ведомство не ведет статистику объединений малого бизнеса. Судя по данным различных бизнес-сообществ, в каждом субъекте, помимо двух-трех объединений малого бизнеса (в Москве и Петербурге их примерно по пять), работают региональные отделения всероссийских организаций. Это Торгово-промышленная палата (ТПП), «Опора России», «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Российская ассоциации развития малого и среднего бизнеса. Таким образом, в России как минимум 200 самостоятельных организаций, представляющих интересы малого бизнеса, а вместе с филиалами — больше 600.
Помимо бизнес-объединений, есть еще отраслевые союзы, но в них также не делят бизнес на большой и малый. Их задачи — консолидировать конкретную отрасль и лоббировать интересы отрасли в госструктурах. У объединений малого бизнеса задачи, как правило, отличаются от целей отраслевых союзов. В числе главных задач — защита предпринимателей. Формулировки могут быть разными: «строить объективный диалог с властью» (Союз малых предприятий Санкт-Петербурга), «защита прав и представление интересов в органах государственной власти» (Санкт-Петербургский союз предпринимателей), «содействие сокращению административных барьеров, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства» (ТПП). Судя по всему, защищать бизнес приходится именно от государства.
Защитой от власти также занимается институт уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте, его цель — «защита прав и интересов предпринимателей в их отношениях с органами государственной власти». За время работы института уполномоченного с 2012 по 2018 год поступило 55,3 тысячи обращений от предпринимателей, большинство из которых связаны с уголовными и административными делами. Каждый день на сайте организации появляются по три-пять новостей в разделе «Наши победы» о том, как бизнес-омбудсмены в разных регионах помогли предпринимателям. Устраняли препоны, способствовали освобождению из-под ареста и прекращению уголовных дел, отменяли незаконно наложенные штрафы, останавливали демонтаж торговых павильонов, добивались оплаты по госконтракту и т.п.
Защитники есть, но поддержка не нужна
Несмотря на широкую сеть бизнес-объединений, состоят в них, по самым оптимистичным подсчетам, не больше пятой части предприятий малого бизнеса. Например, в одном из крупнейших объединений — ТПП РФ — состоит около 40 тысяч предприятий малого бизнеса и 215 предпринимательских союзов и ассоциаций, сообщили в палате. «Опора России» заявляет о 450 тысячах членов, считая в том числе опосредованных участников — предприятия, состоящие в 110 союзах и отраслевых ассоциациях, которые также являются членами «Опоры», сообщили в организации.
В РСПП состоит около 300 предприятий, в основном, крупного и среднего бизнеса, и 150 предпринимательских объединений, в том числе малого бизнеса, которые во многом пересекаются со списками «Опоры» и ТПП. Таким образом, в каких-либо союзах и ассоциациях в лучшем случае участвует до 1 миллиона предприятий малого бизнеса. Это 16% от их общего числа (6,1 миллиона).
Некоторые аналитики объясняют неактивность малого бизнеса в участии в союзах и ассоциациях большим теневым сектором в стране. «Как вы понимаете, эти люди не входят [не хотят входить] ни в какие ассоциации и союзы», — сказал исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. Более того, сами предпринимательские организации ратуют за сокращение теневого сектора. «Как и другие крупные бизнес-объединения, «Опора России» одной из главных текущих задач видит «обеление» экономики, ведь ее теневой сегмент бьет по добросовестному бизнесу. Для этого необходимо создать такие условия, при которых людям будет интересно регистрироваться и выводить свой бизнес в белую зону», — добавил Шубин.
Чтобы получить заявленную поддержку и защиту, бизнес должен быть прозрачным и работать по закону — только в этом случае предпринимательские сообщества берутся за «представление интересов» и «защиту прав». Малые предприятия не всегда получают ожидаемую поддержку, во многом, по собственной вине, считает Шубин. «У многих предпринимателей по-прежнему сильна психология пассажира, который ждет, что решать общие предпринимательские проблемы, бороться за улучшение делового климата и за снижение административного давления будет кто-то другой», — заключил он.
В тени работать выгоднее
По последней оценке Международного валютного фонда, в 2017 году объем теневой экономики России составлял 33,7%. По подсчетам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, за счет выхода из тени и создания новых предприятий можно увеличить долю МСП в ВВП с нынешних 20% (в денежном выражении 12,1 триллиона рублей) до 30% (18,2 триллиона рублей) и вернуть на баланс российских компаний со счетов в офшорах активов сумму более 150 миллиардов долларов.
Но пока малому бизнесу выгоднее работать нелегально, а некоторым компаниям вообще удается получить доход исключительно благодаря уходу от налогов и ведению двойной бухгалтерии. Об этом в разговоре с корреспондентом Eurasianet.org рассказала директор небольшой компании по организации мероприятий (пять человек в штате, выручка 6 млн за 2017 год) Елена, которая попросила не называть фамилию.
«Ежедневно думаешь о том, как заработать, чем заплатить сотрудникам, не нарваться на внимание каких-нибудь госорганов, решаешь множество текущих задач, потому что руководитель в маленькой компании — это и швец, и жнец, и на дуде игрец. Совершенно некогда вступать в союзы и вести общественную деятельность. Хорошо, что пока не было причин искать защиты», — сказала она.
Согласно опросу РАНХиГС, проведенному в 2016 году, 30% россиян уверены, что заработать, не нарушая закон, невозможно. А 38,3% опрошенных оправдывают различные проявления теневой экономики, усматривая в ней и пользу, и вред в равной степени. Учитывая достаточно лояльное отношение россиян к теневому сектору, а также высокую налоговую нагрузку и административные барьеры, ждать скорого выхода малого бизнеса из тени не приходится. А значит, вряд ли у них появится возможность участвовать в общественной жизни и эффективно бороться за свои права.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Некоторые работающие в тени предприниматели утверждают, что зарабатывают исключительно благодаря уходу от налогов.. ------- Угу, в основном это ...ян и ...дзе. Если вычистить этих закавказких паразитов экономику резко сократится коррупция, криминал и местным развиваться никто мешать не будет. 
| 0 Иметь в стране окло 30 процентов теневой экономики это много, это очень много. Возникает вопрос: за счёт чего тогда существует российская государственность? Кто оплачивает этот банкет? Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Любитель России,Крупный бизнес, как и на западе. Малый бизнес (на западе), традиционно является источником финансирования местного самоуправления 
| 0 Любитель России, те же предприниматели, в том числе и те, кто в теневой экономике. Полностью уйти от налогов не получится уже, но при этом в некоторых секторальных низкорентабельных сферах производства не получится оплачивать 100% все налоги, так как в условиях жесткой конкуренции компания со своими расходами вылетит в трубу. 
| 0 нет! вот про большие налоги на малый бизнес и самозанятых не надо! платят ниже НДФЛ. но вот поборы страшенные. Рядом с домом была 2 магазинчика Молочный и Пивнушка. Оба закрылись после ряда проверок с выписыванием диких и несоразмерных штрафов. Теперь один перепрофилировался на шубы а пивнушкам так и стоит заколоченная. кстати сам я любил закупаться именно в молочном. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 четослышал, Налоговая нагрузка ничтожна. При отсутствии нарушений претензии предъявить было бы сложно. Проблема большинства "малых бизнесов" в том, что ... там ложили на нормативы, ГОСТы и элементарные требования безопасности (такие работают до 1-й проверки или отстегивают "крыше" за игнорирование контролерами наличия нарушений). 
| 0 buhjr.a.78, про то и писал. объяснение ухода в тень из-за налогов это просто отмазка криминального бизнеса 
| 0 > сумму более 150 vbkkbfhljd ljkkfhjd. На ИноСМИ им надо поставить себе Punto Switcher, или что-нибудь вроде. )) 
| 1 " 1. " в чёрную будет всегда выгодней работать. А по поводу отчислений налогов да на фиг мне ожиревших чинушек кормить, по поводу отчислений в пенсионный, так я лучше на счёт в банке часть зар. платы или денег от подработки положу и так буду делать постоянно к пенсионому возрасту я буду миллионером..." 2 - отвечает "Именно массовая работа вчерную и стимулирует занижение уровня зарплат в республике. Работая вчерную вы "экономите" до 40-70%, но это, если вам не приходится "делится" с контролирующими. Однако при этом вы подставляетесь и становитесь крайне уязвимы, мелкий бизнес может так существовать годами, т.к. с него мало что можно взять, но при первой же попытки расширится вы теряете свой бизнес. Более того, при расширении вы становитесь наиболее заинтересованным лицом в борьбе с "теневиками", т.к. для крупного бизнеса они фактически не конкуренты, а больше всего от них страдает средний и малый бизнес. Единственные кто реально заинтересован и кому действительно выгодна подобная схема - это лица контролирующие теневиков, с которыми те вынуждены делится. Если вы помните, то взлет 00-х был не только и не столько на фоне роста цен на нефть, одновременно прошла компания санкций за неуплату налогов и большинство собственников крупного и среднего бизнеса предпочли не искушать судьбу, и, временно, отказатся от серых схем и заплатить налоги, что резко повысило собираемость налогов. При этом средняя нагрузка на налогоплательщика упала при большей собираемости денег в бюджет. Когда большинство работает вчерную в экономике начинает повторятся ситуация 90-х - экономика глохнет, а примерно половина потока идет не в бюджет, а криминалу - в первую очередь тем же чиновникам, но минует иных бюджетников, которые начинают требовать не предусмотренную законом оплату за свои услуги, т.к. их услуги не оплачивааются государством. Дальше идут 2 выхода: либо государство оказывается в состоянии принудить "выйти из тени", либо побеждает "налоговый майдан" и платить налоги должны только лохи работающие на государство и, по требованию населения, олигархи (но им такое государство всегда скинет налоги до формальных) - как итог дефицит бюджета и нарастание революционной ситуации с самыми непредсказуемыми последствиями. Победа "налогового майдана" это фактическая приватизация армии и силовых структур государства, после чего на период до окончания "заварушки" и окончания пира теневиков обычным работягам лучше всего свалить из такой страны, т.к. если вы не являетесь реальной вооруженной силой (государственной или частной армией) шансы потерять гораздо больше чем шансы сохранить и преумножить..."
Показать новые комментарии (0)Grifon
Любитель России
buhjr.a.78
Себастьян_Штраус
четослышал
buhjr.a.78
четослышал
3lirium
buhjr.a.78
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)