С восточным ветром 6 м/с танкер «Тельма Косан» (Telma Kosan) вошел во вторник в порт Карлсхамна, чтобы доставить газ для Eon. В воскресенье корабль покинул Усть-Лугу, крупный газовый терминал России в пяти километрах от Нарвы в Финском заливе.


Над Балтийским морем умеренная видимость, температура воздуха плюс один, ни о каких порывах ветра речи не идет, средняя скорость в море составила 12 узлов.


Карлсхамн — четвертый по величине энергетический порт Швеции. Абсолютное большинство трафика составляют корабли из Польши, Прибалтики и России. Из 1 100 кораблей в год 700 имеют отношение к России. Русские в основном разгружают щепу, дерево, газ и нефть. Половина всего дизеля и бензина, что сгорает в Швеции, — российского происхождения.

 

У порта большие планы по расширению, причалы станут длиннее, глубину увеличат, в том числе и ради того, чтобы сделать порт частью «шелкового пути» между Европой и Китаем.


Именно за этот интерес ухватилась Маргот Валльстрём (Margot Wallström), поставив его на первый план, когда они с министром обороны Петером Хультквистом (Peter Hultqvist) вечером в понедельник дали согласие на продолжение сотрудничества Карлсхамна с Wasco — международным консорциумом, который получил задание по проекту «Северный поток», подразумевающее прокладку газопровода между Германией и Россией.
Оппозиция не стесняется в выражениях. Швеция подчинилась, Швеция куплена, муниципальные интересы определяют шведскую государственную политику безопасности. Сделку Карлсхамна даже сравнивают с транзитом немецких войск в 1940-х годах.


Утверждение, что внеблоковая Швеция должна из соображений политики госбезопасности препятствовать поставкам газа в самую большую европейскую страну, входящую в НАТО, как было, так и остается в лучшем случае лишенными оснований фантазиями, а в худшем — проявлением безответственной гигантомании, что могло случиться только с представителями Умеренной партии, которым не хватает притока свежей трудовой крови.


Швеция — государство Балтийского региона, имеющее больше всего международных кабелей и коммуникаций, проложенных по дну моря. Мы будем развивать эту систему и в будущем, поэтому мы должны сотрудничать со всеми остальными прибрежными странами, выполняя общие правила. Например, каждый раз, когда мы захотим протянуть новый кабель на другую сторону моря, мы должны будем звонить в «Северный поток» и договариваться о том, чтобы сделать это поверх газопроводов, и так далее. Если мы будет усложнять им строительство, надо помнить, что у них полно способов усложнить за это жизнь нам. Не надо провоцировать такое развитие событий.


Секретные политические доводы госбезопасности, которые были предъявлены министерством обороны, чтобы заставить Карлсхамн отказаться от сотрудничества с Wasco, оценить нельзя, так как их никто не знает. Нет оснований не доверять нашему оборонному ведомству, но так же нет и причин подвергать сомнению возможность компромисса между интересами Карлсхамна и обороны страны. Если министр обороны говорит, что ситуация приемлема при условии усиленного наблюдения, то самонадеянно кричать, что Швеция капитулировала, или говорить, что правительство прогнулось под Москву.


Позицию министра иностранных дел Маргот Валльстрём вполне можно назвать сильной. Шведские торговые интересы мы тоже должны защищать, и до сих пор делали это успешно. Свободное море и открытые порты всегда входили и сейчас прочно входят в интересы Швеции. Не случайно основная задача министерства иностранных дел — способствовать шведской торговле, как не случайно и то, что шведский флот с XVII века боролся с пиратами в Средиземном и Красном морях. Варварские государства задабривали янтарем и живыми оленями.


Шведский флот также, хотя и редко, дрался с датчанами и русскими за контроль над торговыми путями Балтийского моря. Мы не должны больше этого делать. Швеция не находится в состоянии гибридной войны с Россией. Блокирование правительством отдельных сделок портовых предприятий не обязательно пойдет Швеции на пользу. Все государства имеют право на торговлю, будь то через газопроводы или с помощью кораблей. Это тоже принцип, который Швеция должна и будет защищать.

 

Тем самым мы также поддерживаем право капризных американцев приходить со своими новыми СПГ-танкерами, чего администрация Обамы и ее послы добивались много лет. Добро пожаловать. Рынок сжиженного газа стремительно расширяется и скоро будет поставлять больше газа, чем это делается по трубопроводам. США скоро станет самым крупным поставщиком газа. ЕС же — крупнейший в мире покупатель газа, который получает в основном из Северной Африки и Северного моря. Если американский газ будет дешевле русского, немцы начнут покупать его, и шведские порты и воды будут открыты для переброски. Вот за что мы стоим.


Остров Ханё сообщает, что в среду будет дуть юго-восточный ветер, 6-9 м/с.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.