«Дзинтарс», который ранее называли флагманом косметической и парфюмерной промышленности Латвии, оказался на пороге банкротства. Призыв работников предприятия и популярных в обществе людей приобрести изделия «Дзинтарса» получил большую отзывчивость, и в магазинах все раскуплено подчистую. Хочется надеяться, что этой помощи будет достаточно, и предприятие восстановит силы. Но даже если это удастся сейчас, необходимы существенные перемены, чтобы аналогичные ситуации не повторялись.

В Латвии многие свято верят, что нашу промышленность разрушил Европейский Союз. Мол, если бы не ЕС, промышленность по-прежнему процветала бы, обеспечивая нас работой и средствами для жизни.

Долголетний руководитель и крупнейший акционер «Дзинтарса» Илья Герчиков, судя по его высказываниям в СМИ, думает так же. Вообще-то, он в некотором роде прав. Ориентация Латвии на Запад и стремление вступить в ЕС разрушили ту нашу промышленость, которая не сумела приспособиться к новым требованиям конкуренции.

Если бы народ Латвии в годы Атмоды (конец 80-х-начало 90-х годов) не выдвигал такое требование, а массовыми демонстрациями на набережной Даугавы с красными флагами с синей волной (флаг Латвийской ССР) поддержал сохранение СССР, то все вэфы, рэзы, дзинтарсы, коммутаторы и поповы до сих пор работали бы в две или три смены, выполняя и перевыполняя пятилетние планы.

Правда, неизбежные побочные явления такой «развитой» промышленности — не способствующий аппетиту коктейль запахов и толпа на первом этаже Рижского центрального универмага с криками: «Куда лезешь без очереди? Я стоял за этой женщиной! Не давать больше двух палок колбасы — и тогда всем хватит!».

Можно возразить, что был другой путь — белорусский. Мне неоднократно довелось побывать в Белоруссии, и в основном могу сказать об этой стране только хорошее. Но… нельзя согласиться, что тамошняя модель лучше всего подошла бы нам. Белорусское «экономическое чудо» возможно только благодаря огромным льготам со стороны России в сфере энергетики. Ясно, что такие льготы предоставляются лишь при определенных политических условиях. Одно из них — безвизовый режим с Россией, (значит — и со всей Центральной Азией) и визовый режим с ЕС.

Иными словами, свободное передвижение на Восток и затрудненное — на Запад. Русский язык как второй государственный язык с широким применением. Латышский народ ясно сказал «нет» такой модели в 1991 году, и на последующих выборах ни одна политическая сила, призывавшая идти вышеупомянутым путем, не получила поддержки. Вместе с этим, нет смысла сотрясать воздух перечислением гипотетических возможностей. Латвия по доброй воле никогда не вернется в орбиту России. Это необходимо понимать.

Какое отношение ко всему этому имеет «Дзинтарс»? «Дзинтарс» — одно из последних крупных предприятий (если не последнее после гибели «Лиепаяс металургс»), сохранившихся с советских времен. Для его спасения следует понять, что случилось. И существуют большие сомнения, что это будет сделано. Почему? Крупнейшая проблема предприятия — его руководитель и фактический владелец Герчиков, который застрял в прошлом.

Самая безжалостная вещь в мире — это время. Еще вчера ты был молодым, сильным, смотрел в будущее, ковал планы, слушал современную музыку, стильно одевался и жадно ловил каждое новое веяние, а сегодня ты уже в мире, который тебе незнаком, который для тебя чужд, в котором много непонятного тебе. Так устроен мир со времен Адама и Евы. Людям с годами становится все сложнее воспринимать новое.

Какое-то время такое снижение можно компенсировать способностей опытом, но настает момент, когда с пониманием следует признать необратимый ход времени и сделать выводы. Не всем это удается. Многие ненавидят все новое, живут в прошлом и «прежние времена» признают единственно правильными. Попав в оковы такого мировоззрения, человек оказывается в состоянии бессознательной конфронтации с окружающим миром, в которой у него нет шансов победить.

Можно подумать, мировоззрение Герчикова — это одно, а бизнес — совсем другое. Проблема в том, что эти две вещи невозможно отделить. Главная проблема «Дзинтарса» как брэнда — неумение идти в ногу со временем. Технологи предприятия создали много качественных современных продуктов, отвечающих вкусу взыскательного покупателя, но если рядом с ними на полках находятся дешевые, устаревшие, не соответствующие современным требованиям изделия, то взыскательный покупатель не посмотрит в сторону этой полки. Времена, когда в одном магазине можно было торговать и хорошими товарами, и ерундой, прошли. Один дешевый, пахнущий нафталином продукт портит общий аромат, каким бы замечательным он на был.

Хочется надеяться, что «Дзинтарс» выкарабкается. И если это произойдет, то хочется надеяться, что Герчиков продаст свою долю акций или назначит руководителем предприятия менеджера, который не застрял в прошлом и в воспоминаниях о «хороших» временах, когда у «Дзинтарса» от Лиепаи до Владивостока не было серьезных конкурентов. В противном случае скоро снова придется устраивать акцию: купи гигиеническую помаду, спаси «Дзинтарс».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.