В третьем сезоне сериала Netflix «Очень странные дела» больше не разгадывают загадки, не предаются ностальгии и не борются со злом — все это окончательно заменили цинизм, реклама и стереотипы.

Русские возвращаются!

…на киноэкраны — и не как экономический или политический игрок на мировой арене, а в роли холоднокровного заклятого врага.

Вплоть до 1989-1991 годов в кино ненавидящий свободу советский ученый, военный или боксер был естественным антагонистом главного героя, настоящим символом безликого зла, которое, как все знают, неумолимо выходит на сцену, если предпочесть коллективный выбор праву трудолюбивого индивида заработать до смешного много денег. Затем русские на несколько лет снова стали добрыми — пока вашингтонские экономисты разрабатывали программу перевода Москвы на рыночные условия. Ну а потом уроженцев России снова стали изображать в виде страшной угрозы всему свободолюбивому и мужественному миру. Все потому, что Россия не захотела, чтобы поблизости от нее появлялись американские военные базы.

Поэтому логично, что в третьем сезоне сериала Netflix в стиле ретро «Очень странные дела» главным злодеем вновь стал «медведь с востока» — это и дань уважения рейгановским восьмидесятым, и отсылка к нынешней не менее напряженной политической ситуации.

В новом сезоне «Очень странных дел» мы прямо чувствуем, что грядут перемены. Скоро не только закончится холодная война, но и перевернется весь мир благополучной провинциальной Америки с ее семейными историями. Вместо них культуру начнут формировать большие торговые центры, точно так же как американские бомбы будут формировать мировую повестку, расчищая в руинах провалившихся социалистических экспериментов пространство для новых торговых путей.

В отличие от довольно удачного первого сезона, третий сезон (как и во второй) слишком похож на серию книг «Великолепная пятерка» (The Famous Five), где дети настолько нахальные и самостоятельные, что так и хочется, чтобы они попали в передрягу. Создатели сериала, похоже думают, что смогут искупить очевидные промахи, еще сильнее надавливая на ностальгические чувства и вводя в повествование еще более ужасных монстров.

Вдобавок «Очень странные дела» угодили в ту же ловушку, куда попадаются едва ли не все американские сериалы. Сначала появляется прекрасный свежий первый сезон, который потом критикуют за недостатки формы, подбор актеров и нехватку политической сатиры, связанной, скажем, с трамповской Америкой и так далее. В следующем сезоне создатели «вносят поправки» и идут на компромиссы, чтобы все (а значит — никто) были довольны. К этому моменту от оригинальности и следа не остается, а сценарий гарантированно становится высосанным из пальца и очень скучным. Чтобы получить представление об этом процессе, посмотрите «Оранжевый — хит сезона».

Вот почему драматургически совершенно не оправдано, что в третьем сезоне внезапно появляется крутая темнокожая девчонка и кое-какие гомосексуальные линии, а герои начинают постигать важность «женского единства». Все это — ни что иное, как вмешательство циничных маркетологов.

Ну, будем надеяться, что зрителей более-менее удовлетворят предсказуемый сюжет и развитие характеров персонажей. Но кое-какие важные представители общества точно безумно рады, что «Очень странные дела» продолжаются, — и это коммерческие предприятия! И Coca-Cola, и Burger King появляются в кадре не реже, чем сами подростки. Обе компании по следам сериала вновь запустили в продажу свои специальные коллекции 80-х годов, пользуясь ностальгией, которая сейчас в сериале совершенно бесстыдно предстала как средство «безжалостного маркетинга».

А что же с русскими? Ну конечно, чаще всего они — полные скоты, но порой появляются — прямо по законам восьмидесятых — и отдельные милые персонажи, которые только и мечтают, как бы приобщиться к благосостоянию «страны возможностей», и готовы пойти на сотрудничество, лишь бы им позволили посмотреть мультик, прихлебывая молочный коктейль.

Судя по всему, нам предстоит как минимум еще один — четвертый — сезон «Очень странных дел». И продолжаться это все будет до тех пор, пока у создателей не исчерпаются запасы завлекалок для семидесятников и восьмидесятников, а у маркетологов — возможности вонзить свои страшные когти в молодое и многообещающее поколение покупателей. Единственное, что пока еще интересно: с какими еще злодеями придется столкнуться молодым детективам? Латиноамериканский «демагог» с угольно-черными усами? Или, может, классический араб в очках-авиаторах и генеральской фуражке?

Поскольку сейчас идет торговая война, вероятнее всего, что это будет хитрый китайский суперзлодей, который захочет создать собственного ужасного монстра, чтобы терроризировать свободный мир.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.