Москва — Будущего царя покорила притягивающая внимание погрешность в костюме.


У юной, привлекательной балерины по имени Матильда Кшесинская, которая скользила по сцене знаменитого Мариинского театра в Санкт-Петербурге, из-за проблемы с костюмом на мгновение обнажается левая грудь.


Идет 1890 год. В зрительном зале сидит царевич Николай Александрович, будущий наследник Российской империи.


Фильм, в котором представлена эта сцена и который получил название «Матильда» в честь знаменитой балерины, выйдет на экраны не раньше октября. Однако появления трейлера с этой сценой, а также с несколькими другими сценами, изображающими бурный роман будущего царя и балерины, оказалось достаточно для того, чтобы спровоцировать новую волну культурных войн в России.


В этой битве сошлись несколько влиятельных сторонников президента России Владимира Путина, который считает себя защитником традиционных христианских ценностей, и представители культуры, решительно настроенные бороться против любых попыток ввести цензуру советского образца.


Участники драмы, которая сейчас разворачивается в реальном мире, почти так же колоритны, как и персонажи фильма. В группу тех, кто решительно критикует «Матильду», попал епископ, который, по слухам, является личным духовником г-на Путина, и фотогеничный молодой прокурор из Крыма, которая после аннексии полуострова Россией стала членом Государственной Думы.


Прокурор Наталия Поклонская превратилась в символ русификации Крыма, а США ввели против нее санкции в связи с тем, что она открыто и активно поддерживала аннексию полуострова. С тех пор ей не раз удавалось удивить общественность по самым разным поводам: к примеру, именно она заявила о том, что бюст Николая II в Крыму начал мироточить в 100-летнюю годовщину его отречения от престола.


«Это чудо, которое не объяснят ни ученые, ни кто-нибудь еще, — сказала она в ходе телеинтервью, которое дала в марте. — Государь нам помогает ведь. Они погибли для того, чтобы мы сделали Россию процветающей и великой. Мы обязаны это сделать».


Для оценки этого фильма г-жа Поклонская создала комиссию, куда вошли четыре эксперта по религиоведению, литературе и психологии. Некоторые из них прежде работали в экспертных комиссиях, которые выступали с критикой действий панк-группы Pussy Riot и сибирской постановки оперы «Тангейзер», которую позже запретили.

Режиссер Алексей Учитель


В 40-страничном докладе комиссии говорится, что «Матильда» оскорбляет образ Николая — не в последнюю очередь потому, что Кшесинскую сочли слишком уродливой и поэтому неспособной привлечь внимание будущего императора. Хотя их любовный роман подробно задокументирован в личных письмах обоих героев драмы, в своем докладе члены комиссии назвали их связь «мифом».


«Негативнось образа персонажа "Николай" усиливает то, что ему приписывают выбор в пользу Матильды Кшесинской, которая вызывает отвращение, совершенно некрасива (с точки зрения классических европейских, и, в частности, русских представлений о женской красоте) и имеет иные физические недостатки, — говорится в докладе. — На известных ее фотографиях четко видны выпирающие кривые зубы, несуразная фигура, вытянутая вперед форма лица, делающая ее внешне похожей на мышь или крысу».


Тот факт, что актриса, играющая Кшесинскую, Михалина Ольшанская имеет «удовлетворительную» внешность, ничего не меняет, поскольку большинство зрителей будут вспоминать реальную балерину. Члены комиссии также осудили выбор немецкого актера Ларса Айдингера (Lars Eidinger) на роль Николая, назвав его «порнографической» звездой, поскольку он снялся обнаженным в нескольких сценах в фильме Питера Гринуэя (Peter Greenaway).


Режиссер фильма «Матильда» признался, что эта волна критики сбивает его с толку.


«Это стало для меня большой неожиданностью, — сказал он в ходе интервью. — Я не ожидал, что мой фильм спровоцирует столько споров еще до выхода на экраны. Больше всего меня беспокоит то, что они еще не видели фильм, а уже судят его».


Призыв режиссера сначала дождаться премьеры фильма и только потом давать ему какие-то оценки поддержали Министерство культуры и многие высокопоставленные чиновники, в том числе пресс-секретарь г-на Путина Дмитрий Песков.


Однако это не помогло остудить пыл Русской православной церкви и ее адептов. Некоторые хотят, чтобы этот фильм вообще запретили, а самые радикально настроенные верующие угрожают поджечь кинотеатры, которые будут его показывать.


Суть критики со стороны церкви сводится к тому, что, поскольку царя Николая II и его супругу канонизировали в 2000 году, этот фильм оскорбляет чувства верующих, что в России является преступлением.


«Фильм этот представляет собой, на мой взгляд, апофеоз пошлости», — заявил митрополит Илларион, председатель Отдела внешних церковных связей, отметив, что режиссер пригласил его посмотреть рабочую версию фильма. Митрополит признал, что в реальности между Николаем и Матильдой действительно была любовная связь, но он назвал это юношеским увлечением.


Епископ Тихон, настоятель одного из московских монастырей и духовник г-на Путина, тоже выступил с критикой этого фильма в своем интервью «Российской газете», в ходе которого он назвал «Матильду» «сознательным искажением истории». Епископ усомнился в необходимости запрещать этот фильм, однако добавил, что его релиз должен сопровождаться четкими предупреждениями о его содержании.


Г-жа Поклонская, которая не ответила на нашу просьбу дать интервью, является одной из тех активистов, которые требуют запретить этот фильм. Она дважды обращалась к генеральному прокурору с просьбой провести расследование.


«Что этот фильм несет в себе?» — сказала она в интервью на частном телеканале «Царьград», который продвигает православные и националистические взгляды. По ее словам, ей не нужно смотреть этот фильм, чтобы дать ему оценку, потому что ей удалось ознакомиться со сценарием, и этого было достаточно.


«Неужели он учит любить Родину, учит патриотизму, учит нашим традиционным семейным ценностям, учит верности?— сказала г-жа Поклонская, насмехаясь над убежденностью сторонников фильма в том, что в нем речь идет о романтической истории любви. — Пусть будут любовные романтические истории, пусть будут любые истории, но только нельзя этими историями задевать чувства других людей. Тем более на основе религии, на основе веры».


Она также обвинила создателей фильма в том, что теперь религиозные экстремисты отправляют письма в сотни кинотеатров, угрожая им поджогами. По ее словам, именно создатели фильма спровоцировали такую ситуацию. Критики фильма особенно возмущены тем, что государство предоставило создателям треть 25-миллионного бюджета фильма.


Г-н Учитель, который уже снял несколько лиричных, романтических фильмов на основе событий русской истории, отметил, что сначала он планировал снять фильм-биографию Кшесинской на основе ее дневников. Но со временем он стал уделять все больше внимания личности Николая II и тому, что могло бы случиться, если бы он сделал выбор в пользу любви, а не трона.


Он старается игнорировать протесты против его фильма, в том числе сообщения о 20 тысячах писем с протестами, которые якобы получила г-жа Поклонская.


Хотя г-н Учитель признает, что в фильме присутствуют элементы выдумки, он ставит под сомнение ту интерпретацию исторических событий, на которой настаивают его верующие критики. Николая причислили к лику святых благодаря тому, как он и члены его семьи погибли, а не из-за того, какой была его жизнь.


«Они считают, что, поскольку его расстреляли вместе с его семьей, поскольку благодаря этому он стал святым, у него попросту не могло быть никаких любовных романов, — сказал г-н Учитель. — Однако я считаю, что было бы правильным показать именно такого Николая — со всеми его человеческими слабостями».


Режиссер назвал выводы комиссии экспертов бессмыслицей. «Довольно оскорбительно со стороны экспертов заявлять, что Николай II влюбился в уродливую женщину, — сказал он. — Это больше похоже на кухонные сплетни, а не на заключение специалистов».


Группа известных кинематографистов, куда вошли около 40 представителей киноиндустрии, написали письмо в поддержку г-на Учителя, адресованное правительству, в котором они заявили, что они выступают против цензуры советского образца, «калечившей судьбы художников и препятствовавшей развитию искусства».


По воспоминаниям многих людей, Кшесинская обладала особым очарованием, которое привлекало к ней множество поклонников.


После ее первого выступления в Мариинском театре, которое было частью выпускной церемонии, ее представили царевичу за ужином.


«Итак, первый спектакль был для меня удачен: я имела успех и видела Наследника. Но это только для первого раза достаточно, затем, я знаю хорошо, что мне этого будет мало, я захочу более, такой у меня характер», — написала Кшесинская в своем дневнике.


Будущий царь оборвал с ней связь, когда женился на немецкой принцессе, однако у балерины было еще много поклонников: она встречалась с двумя кузенами царя, вышла за одного из них замуж и скончалась в Париже в 1971 году за несколько месяцев до ее 100-летнего юбилея.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.