Насколько выдуманная история может опережать свое время? «Призрак в доспехах», чрезвычайно популярный японский мультфильм в жанре аниме, снятый Мамору Осии (Mamoru Oshii), показался шокирующе футуристичным, когда в 1995 году он вышел на экраны. Показанный в нем наполовину сверкающий, наполовину закопченный мегаполис, во многом напоминает мегаполисы в фильмах «Бегущий по лезвию» (1982) и «Бразилия» (1985), а его главная героиня-киборг продолжает череду киборгов, показанных в «Робокопе» (1987) и «Терминаторе» (1984). Однако сочетание рисованной и цифровой анимации в «Призраке в доспехах» оказалось революционным, а идея о том, что люди могут телепатически подключаться к интернету, оказалась пророческой.


«Призрак в доспехах» оказал серьезное влияние на создателей фильмов в стиле киберпанк, включая «Аватар» (2009) Джеймса Кэмерона (James Cameron) и «Матрицу» (1999) братьев Вачовски. Однако 22 года — это очень долгий период времени в области научной фантастики, поэтому ремейк «Призрака в доспехах» со Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson) в главной роли производит впечатление чего-то запоздалого: если бы Голливуд подождал еще немного, этот фильм рисковал бы превратиться в историческую драму. Невозможно смотреть «Призрак в доспехах», не считая в уме отголоски других фильмов, успевших выйти на экраны после оригинального аниме.


В фильме г-жа Йоханссон играет майора Министерства общественной безопасности, женщину, которая чуть не погибла в результате теракта и мозг которой женщина-ученый (Жюльет Бинош (Juliette Binoche)) пересадила в искусственное, практически неуязвимое тело. Теперь она работает в рамках элитной контртеррористической группы вместе с неутомимым Бату (Пилу Асбек (Pilou Asbaek)). Но преследуя кибер-преступников в трущобах и в виртуальной реальности, она пытается восстановить воспоминания о своей прежней жизни.


Будучи страдающим амнезией секретным агентом, подозревающим, что ее руководство знает о ее жизни гораздо больше нее, майор имеет массу общего с Джейсоном Борном из франшизы о Борне. А сцены ее боев, насыщенные самыми невероятными трюками, сразу же вызывают в памяти «Матрицу». Кроме того, г-жа Йоханссон уже играла сверхлюдей, переживающих кризисы идентичности, в фильмах «Люси», «Мстители» и «Побудь в моей шкуре». Когда она прыгает с вершины небоскреба, пролетает сквозь стеклянное окно в замедленной съемке, расстреливает огромное количество людей, продолжая бежать по потолку, вы вряд ли сможете подавить в себе восхищение. Однако в то же время вы, скорее всего, подумаете: что ж, Скарлетт в своем репертуаре. В «Призраке в доспехах» есть несколько очевидных и довольно шокирующих аллюзий к «Франкенштейну», и сам фильм в каком-то смысле представляет собой монстра Франкенштейна: некая сущность, которую собрали воедино из отдельных частей и кусочков.


Подобно монстру Франкенштейна, этот фильм представляет собой неотразимое и внушающее страх творение. Споры о человеческом сознании и искусственном интеллекте лишены какой-либо утонченности, а угрюмые отрицательные персонажи кажутся довольно плоскими, однако этот фильм передает весьма самобытную атмосферу кошмара. В «Призраке в доспехах», снятом режиссером Рупертом Сандерсом (Rupert Sanders), присутствуют самые разные гротескные образы, и в сравнении с ними мрачные пейзажи заливаемого дождем Лос-Анджелеса в «Бегущем по лезвию» кажутся Диснейлендом теплым летним днем. В «Призраке» полностью отсутствует юмор, который мог бы слегка разбавить общее настроение, нет никакой рекламы современных брендов и исторических ссылок, которые могли бы привязать действие фильма к какому-либо узнаваемому времени или месту. Когда майор и Бату продвигаются между небоскребами и по бетонным улицам, зрители попадают в эффектную, но при этом удушающую урбанистическую антиутопию, которая одновременно кажется западной и восточной, ультрасовременной и устаревшей, привычной и скандальной, знакомой и фантастически странной.


Одним из дезориентирующих элементов фильма стал его международный актерский состав, включающий в себя актеров самых разных национальностей, цвета кожи и языков. Чтобы отдать должное создателям оригинальной версии, босса майора сыграла легенда японского экшена Такеши Китано (Takeshi Kitano), который произносит все свои реплики на японском языке.


Не всем понравился такой разнообразный актерский состав. Когда стало известно, что роль майора достанется г-же Йоханссон, многие пользователи социальных сетей назвали этот фильм очередным примером «отбеливания», то есть склонностью Голливуда брать роли, исполненные азиатами, и отдавать их белым актерам. Вы можете сказать, как это сделал г-н Осии, что новый «Призрак в доспехах» — это совершенно другой фильм и что нет никаких веских причин, по которым снятый в Америке фильм должен быть идентичным японскому фильму и по которым киборг обязательно должен быть японцем. (В манге, на основе которой был снят оригинальный фильм, майора звали Мотоко Кусанаги, но у нее были синие волосы и розовые глаза.) И хотя тот аргумент не помог убедить противников, факт остается фактом: расовое разнообразие актерского состава стало самой заметной и самой похвальной чертой фильма. Монокультурный город больше не вписывается в образную систему научной фантастики. Возможно, «Призрак в доспехах» не будет таким новаторским фильмом, каким стало оригинальное аниме, однако его международный актерский состав является его поистине футуристической характерной чертой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.