Пятьдесят кинематографистов опубликовали открытое письмо, в котором они критикуют власти за ее контроль над искусством. Теперь чиновники следят за тем, чтобы творчество совпадало с официальными историческими фактами.

Фильм «Матильда» еще не вышел в прокат, но уже стал объектом тщательно организованных атак со стороны церкви и российских политиков. В мире культуры бушуют страсти. Фильм рассказывает о бывшей любовнице Николая II, балерине Матильде Кшесинской. Сама мысль о том, что последний русский царь, культовая фигура православной церкви, мог иметь внебрачную связь с танцовщицей, расценивается как «клеветническая» и «оскорбляющая чувства верующих», а также является предлогом для запрета фильма к показу. Во главе противников фильма стоит епископ Тихон, бывший выпускник престижного кинематографического института ВГИК и нынешнее доверенное духовное лицо Владимира Путина. Его поддерживает бывший прокурор Крыма и нынешний кремлевский депутат Наталья Поклонская.


Выход фильма в прокат ожидается не раньше октября 2017 года, но уже сейчас организация «Православное государство-святая Русь» угрожает будущим прокатчикам «сжечь» их кинотеатры, что может привести к «жертвам». Вместо того чтобы осудить потенциальных пироманов, Павел Пожигайло, Председатель Совета при министерстве культуры, предложил создать «некие механизмы», чтобы «успокоить их недовольство как можно скорее».


Российские кинематографисты поняли это технократическое послание. Во вторник, 7 февраля пятьдесят человек опубликовали открытое письмо, в котором они выразили свои опасения относительно того, что «культура в их стране попала под давление новой цензуры». «Мы, представители старшего поколения, хорошо знаем, что такое цензура, в течение нескольких десятилетий советского времени калечившая судьбы художников и препятствовавшая развитию искусства», — написали представители кинематографа, в том числе Павел Лунгин, автор картин «Остров» и «Такси Блюз». По иронии судьбы и режиссер «Матильды» Алексей Учитель, и Павел Лунгин подписали в 2014 письмо году в поддержку Владимира Путина и за аннексию Крыма.


Три года спустя они называют себя жертвами контроля со стороны государственной власти. Сам контроль над творчеством начался со скандала с Pussy Riots и усилился после событий на Украине. В 2015 году своего поста лишился директор Новосибирского театра за появление обнаженной фигуры Христа в постановке «Тангейзера» Вагнера. Вскоре после этого активисты движения «Божья воля» разбили четыре рельефа нонконформистского советского скульптура Вадима Сидура с изображением обнаженного Иисуса Христа на выставке в Манеже. Активисты были приговорены к штрафу в размере одна тысяча рублей (15 евро).


Кремль, как и Московский патриархат, всегда старались дистанцироваться от всех этих ультра, считая «недопустимыми» акции противников «Матильды». Власть полагается на Министерство культуры. Именно оно должно отстаивать принципы православия и регулировать культурную политику — смесь, состоящую из сталинской, имперской и досоветской ностальгии — и продвигать «христианские ценности» осмеянные на Западе. В соответствии с этими основными принципами только «патриотические» фильмы, воспевающие победу над нацистскими захватчиками, могут финансироваться государством, за несколькими исключениями, как например, академическая версия страсти между Шопеном и Жорж Санд.


Так было в случае с фильмом, вышедшим в ноябре 2016 года и посвященном 28 героям-панфиловцам. Эти советские танкисты остановили в 1941 году наступление немецких танков на Москву. Помимо этого, была сделана заявка на сценарий о Зое Космодемьянской, советской партизанке казненной немецким «фашистами». В последнее время историки ставят под сомнение правдивость этих историй, еще недавно предназначенных для воспитания советской молодежи.


Этот факт сильно задел министра культуры: «Речь идет о святых историях и те, кто подвергает их сомнению — сволочи», — заявил Владимир Мединский. Владимир Мединский был назначен Владимиром Путиным председателем военно-исторического общества, призванного бороться с «искажениями фактов», которые наносят ущерб российской истории. Министр внимательно отслеживает сценарии. «Теперь ученые и военные принимают решения в области искусства», — вздыхает режиссер Андрей Смирнов. Даже Фанни Ардан и Жерар Депардье, которые очень популярны в Москве, не смогли найти хоть какого-нибудь российского финансирования для фильма «Кушетка Сталина». История любовных встреч диктатора с психоаналитиком не вписалась в каноны Кремля.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.