Крепкие взаимоотношения между Азербайджаном и Соединенными Штатами очень важны для национальной и энергетической безопасности обеих стран. Эти страны должны понять важность такого сотрудничества и принять меры для дальнейшего укрепления двусторонних отношений.

В Азербайджане проживают сотни разных национальностей. Эти этнические группы живут на азербайджанской земле в гармонии на протяжении веков. Это одна из тех стран, где мирно соседствуют мечети, церкви и синагоги. После 1996 года правительство Азербайджана восстановило две синагоги, разрушенные советской властью. Соединенные Штаты  считают себя одной из самых толерантных стран в мире по отношению к  различным религиям и этническим группам. Религиозная и этническая терпимость азербайджанцев и американцев может послужить примером для многих стран. У США и Азербайджана общие ценности в вопросах толерантности, что облегчает сотрудничество и взаимодействие на уровне правительств и отдельных граждан.

Тесные отношения  между США и Азербайджаном были установлены с подписанием "контракта века", который предусматривает участие заключивших его компаний в разработке азербайджанских нефтяных месторождений. Американские нефтяные компании получили самую крупную долю в этом контракте: AMOCO досталось 17%, Pennzoil 9,8%, а Mc Dermott 2,4%.

Получив колоссальные инвестиции от США и других западных стран, Азербайджан добился быстрого роста ВВП. В период с 2002 по 2008 год темпы роста подушевого ВВП увеличились с 7,3 до 15,5%. Импорт в Азербайджан в 2006 году был выше, чем в таких странах как Армения, Турция, Болгария и Румыния. Бедность с 2001 по 2004 год снизилась с 49 до 40%. Мы наблюдаем существенные изменения и в 2009 году, когда бедность снизилась до 11%. Мы также видим определенный прогресс в темпах инфляции, которые в период с 2008 по 2009 год сократились с 20,8 до 1,5%.

Важно отметить, что ключевую роль в улучшении двусторонних отношений между двумя странами сыграли инвестиции американских корпораций в нефтяной сектор Азербайджана. При администрации Клинтона интерес США к региону начал усиливаться. Особенно это касалось Азербайджана, что объясняется его энергоресурсами. Администрация Клинтона проявила к этой стране исключительный интерес, когда Соединенные Штаты  официально подписали с Азербайджаном инвестиционный контракт на 10 миллиардов долларов по разработке его нефтяных месторождений.

Теракты 11 сентября вывели сотрудничество между двумя странами на более высокий уровень. Азербайджан одним из первых выразил США безоговорочную поддержку в войне с терроризмом, предоставив свое воздушное пространство для проведения в Афганистане операции "Несокрушимая свобода". Азербайджан также стал первой мусульманской страной, направившей свои войска служить плечом к плечу с американскими военнослужащими в Ираке. В 1994 году Азербайджан присоединился к программе НАТО "Партнерство во имя мира", что помогло углубить американо-азербайджанское военное сотрудничество. Администрация Буша сосредоточилась  в основном на военном сотрудничестве, поскольку Соединенные Штаты  и Азербайджан подписали в 2002 году соглашение по этому вопросу.

После прихода к власти администрации Обамы интерес США к Азербайджану начал угасать. Так, Соединенные Штаты  не пригласили азербайджанского президента на ядерный саммит в Вашингтон, который состоялся в апреле 2010 года, хотя армянские и грузинские официальные лица в нем участвовали. Другим показателем ослабления двусторонних отношений стал тот факт, что США в течение года не назначали своего посла в эту страну, и его нет там и сегодня. В мае 2010 года Белый дом назначил послом США в Азербайджане Мэтью Брайзу (Matthew Bryza). Армянское лобби в США попыталось воспрепятствовать данному назначению, обвинив Брайзу в близких отношениях с азербайджанским правительством. Спустя год Брайза покинул Азербайджан, поскольку Сенат США не утвердил его в этой должности. Геополитическое положение Азербайджана (он находится между такими странами, как Россия и Иран) делает эту страну важной для интересов национальной безопасности США. В то же время, быстро развивающаяся азербайджанская экономика и энергетические проекты, такие как Трансанатолийский газопровод, который исключительно важен для энергетической безопасности Европы, превращают Азербайджан в важного регионального игрока. Поддержка США очень существенна для будущих политических и экономических успехов Азербайджана. Властям Азербайджана необходимо развивать и укреплять демократию в стране, что поможет усилить американо-азербайджанское партнерство. Стратегам этой страны надо найти пути повышения привлекательности Азербайджана для прямых иностранных инвестиций, что поможет увеличить вложения капитала американских корпораций. Точно так же, азербайджанскому государству и негосударственным организациям следует информировать американских официальных лиц и народ этой страны о важности Азербайджана для национальной и энергетической безопасности США. Такие усилия со стороны Азербайджана помогут развитию двусторонних отношений между этими странами.

С другой стороны, правительство США должно назначить и утвердить в должности своего посла в Азербайджане. Это станет отправной точкой для укрепления отношений между двумя государствами. Американскому правительству также необходимо усилить поддержку таким проектам как Nabbucco и Трансанатолийский газопровод, которые важны для энергетической безопасности Европы. Американские руководители должны содействовать корпорациям США, инвестирующим свои средства в энергетические и иные отрасли Азербайджана. Эти усилия помогут дальнейшему развитию экономических отношений между двумя странами. Следующей американской администрации также необходимо развивать военное сотрудничество с Азербайджаном, что очень важно для национальной безопасности двух стран и для мира на Кавказе и в Центральной Азии.

Галиб Маммадов – независимый исследователь / писатель. Он также ведет исследовательскую работу в фонде "Карабах". Маммадов выпускник юридического факультета Бакинского государственного университета. Он магистр гуманитарных наук университета им. Вашингтона в Сент-Льюисе. Маммадов занимается такой проблематикой как неурегулированные конфликты и политическая экономия многонациональных корпораций.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.