Традиционно каждый апрель в Эстонии стартует «ленточная акция». Молодые люди, а в этом году, видимо, для большего эффекта — красивые молодые девушки, — раздают на улицах наших городов георгиевские ленты. По-моему, в этом процессе очень мало искренности и очень много конформистского сумбура.

Агитация на памяти людей, которые получали георгиевскую ленту со слезами на глазах, гордясь и радуясь победе, скорбя о своих павших товарищах… Сегодня ленточки раздаются, как горячие пирожки.

Глядя на лица наивных подростков, раздающих ленты, присланные им при посредничестве лидера молодежного движения «Россия молодая» Максима Мищенко, создается впечатление абсолютного популизма в угоду своим рекламодателям. И что самое печальное — популизма на памяти воевавших и погибших.

Не может сакральный символ быть использован какими-либо политическими силами в своих рекламно популистских акциях. Не может процесс раздачи сакрального символа происходить так, как это происходит сегодня. Когда стилистика работы раздающих, ничем не отличается от рекламщиков, которым лишь бы «впарить». В этом нет никакого почитания, никакого уважения к памяти, одна сплошная политическая коммерция и личные интересы.

После 9 мая не раз доводилось видеть в интернете множество фотографий, где люди позируют с георгиевскими лентами. Это прежде всего молодежь, которая увешивает себя этими лентами с ног до головы, воспринимая их в качестве модного китча. Все это не просто профанация, а самое настоящее разрушение смыслов.

Самое парадоксальное в этой истории — безразличие окружающих. Большинство уже ничего не знает ни об истории, ни о происхождении георгиевской ленты. Есть, правда, люди, которые отказываются надевать ленту, они считают, что не вправе надевать орден, которым награждали за подвиг на поле боя и за который люди проливали кровь и отдавали свои жизни.

Как сообщает официальный сайт акции, за семь лет было распространено более 60 миллионов ленточек. Себестоимость одной — примерно 10 евроцентов, без учета доставки. Получается, за семь лет было потрачено больше 6 000 000 евро. Было бы очень хорошо, если бы эти деньги не «валялись» потом в помойных бочках, грязных лужах и на пыльных полках, а пошли бы на реальную помощь ветеранам. А ведь о них надо вспоминать не раз в году, надев ленточку, а помнить и помогать ежедневно.

А организаторы акции, в первую очередь, должны заботиться об историческом и культурном просвещении, а не преследовать идею массового распространения ленточек.

***

Георгиевская лента (в советской наградной системе, с небольшими видоизменениями — гвардейская лента) — атрибут множества боевых наград Российской империи, Советского Союза и современной России, характеризующийся как особый знак отличия.

Георгиевская лента изначально появилась с императорским военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия — высшей военной наградой Российской империи. Орден был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 году для награждения офицеров за заслуги на поле боя.

Цвета ленты — черный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата, проявленной им в бою.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.