Эстонии трудно поддерживать экономические санкции против недемократичной Белоруссии, так как оттуда поступает значительная часть продаваемого в Эстонии топлива, а также хорошие по соотношению цена/качество трактора, грузовики и автобусы.

Ох, уж это лицемерие! Министр иностранных дел Урмас Паэт то и дело выстреливает пресс-релизами, требуя демократии в государствах за семью морями, на Ближнем Востоке и в Африке, а также поддерживая санкции Европейского союза против безумных диктаторов.

Но всего лишь в 200 километрах от границ Эстонии находится Белоруссия, где рулит последний диктатор Европы Александр Лукашенко. По отношению к нему Паэт проявляется осторожность. Из-за экономических санкций серьезно пострадали бы тогда скупщики топлива Эстонии и потребители дешевого алкоголя.

Белорусское дизельное топливо – немцу годится, эстонец брюзжит

Один из топливных предпринимателей Эстонии говорит, что эстонцы все же наивны: разъезжают по Европе, заправляются в Германии на заправках Shell и нахваливают, какой же это хороший товар по сравнению с эстонскими помоями. Но не знают, что и в Германию, и в Эстонию поступает одно и то же летнее дизельное топливо, произведенное в Белоруссии на заводах  Новополоцка и Мозыря. Белорусское дизельное топливо (только летнее, зимнее не отвечает нормам ЕС) продают почти все заправочные сети и его доля на рынке Эстонии оценивается в 15-20 процентов.

Вывоз топлива из Белоруссии строго регламентирован и до того, как попасть в Эстонию, товар проходит ряд промежуточных звеньев. Поставки нестабильны, так как Белоруссия зависит от  российской нефти, русским же не нравится, что Белоруссия снабжает Европу.

Среди крупнейших импортеров можно найти целый ряд известных оптовых продавцов топлива, в том числе Saurix Petroleum Алексея Чулеца, фирмы  Letofin, Tartu Terminaal, Viljandi Naftabaas, Reval-Oil и другие.

По данным налогово-таможенного департамента крупнейшим импортером Белоруссии является пярнуская фирма United Bunkering & Trading. Ее руководитель Марек Саар говорит, что белорусские заводы для топливного рынка Эстонии словно запасной выход. Если в Скандинавии и Литве возникают заминки, мы можем закупить топливо в Белоруссии. Санкции Европейского союза сделают эту заднюю дверь поуже, что напрямую скажется на ценах на АЗС в Эстонии.

В 2010 году в торговой статистике на белорусском направлении на высокое место поднялась фирма предпринимателя Олега Осиновского, который взял в лизинг на Украине через Белоруссию 750 железнодорожных вагонов. Но это была одноразовая сделка и более крупного бизнеса Осиновский с Белоруссией не ведет.

В транзитном бизнесе в прошлом году открылась небольшая возможность и для Таллинского порта, когда через него в Белоруссию было отправлено содержимое двух танкеров венесуэльской нефти – всего около 860 000 тонн. Этой, относительно небольшой сделкой, порт заработал немногим более миллиона евро и руководитель порта Айн Кальюранд говорит, что объемы венесуэльского транзита прогнозировать очень трудно.

Тартусцы ездят на МАЗах 

Эстонские  IT фирмы Helmes и Santa Monica Networks заказали в Белоруссии подрядные работы. Это же планирует сделать и Playtech, чтобы не платить космические зарплаты привыкшим к очень хорошей жизни эстонским IT-специалистам. Но президент Союза инфотехнологий и телекоммуникаций Таави Котка говорит, что это направление все же маргинально, так как развитие одних и тех же услуг в разных государствах может быть проблематичным.

Однако традиционно успехом в Эстонии пользуются белорусские машины, например, знакомые еще с советских времен тракторы. Представитель «Беларуси» (Минского тракторного завода Türi Bel-Est) продавал в Эстонии в среднем около ста тракторов в год, в последнее время из-за кризиса немногим меньше. По удобству «Беларуси» уступают John Deer или  New Holland, но зато цена и обслуживание значительно выгоднее, даже почти вполовину. Что важно, качество «Беларуси» значительно улучшилось и сломило мнение колхозных времен, что это быстро ломающаяся техника.

Член правления  Türi Bel-Esti Индре Руси рассказывает, что доля «Беларуси» на рынке Эстонии могла бы достигать 10-20 процентов, их закупают владельцы средних и малых хуторов и лесничих хозяйств.

«Любые санкции нанесут нашему бизнесу ущерб. Одни ругают Белоруссию, мы же делаем с нею business as usual, говорит Руси.

В январе основательно обновился автобусный парк городских линий Тарту. В городе появились 23 новеньких автобусов МАЗ: 13 побольше и 10 поменьше. По словам члена правления MAZ Eesti Хейкки Тялли, МАЗ – качественный автобус и по сравнению с конкурентами на 15-20 процентов дешевле.

Недавно дорожный департамент объявил конкурс  на государственную поставку ста автобусов для уездных линий. Деньги на это будет получены за счет продажи Испании квот на вредные выбросы. Тялли разочарован, что белорусские автобусы как товар, не производимый в ЕС или странах-партнерах ЕС, оттирают силовыми методами. Хотя они годятся, например, для езды в Германии.

«Минский автозавод сделал все, чтобы выйти на рынок Европы. Автобусы отвечают всем нормам Европейского союза, стандартам и черт знает чему еще. Но мы не можем участвовать в закупках, потому что так говорит государство – полная чушь!», рассказывает Тялли.

О неплохом качестве белорусской техники свидетельствует и недавнее решение  Eesti Energia использовать в карьерах самосвалы БелАЗ, а не их именитых конкурентов  Terex, Komatsu или Caterpillar. В нарвском карьере, начиная с 2009 года, испытывали различные самосвалы и в конце 2010 года пришли к выводу, что БелАЗы – самые эффективные. При этом в пользу БелАЗов были хорошее соотношение цены и качества, а также меньший расход топлива, покрышки изнашивались медленнее, в наличии были ремонтная база и опыт.

Белорусская водка дешевая и хорошая 

Поразительным фактором в эстонско-белорусском бизнесе является нарвское предприятие  Skivers Hides. Фирма, принадлежащая Шамилю Валитову и Сергею Беркову, покупает в Белоруссии и других близлежащих государствах засоленные сырые шкуры и экспортирует изготовленные из них полуфабрикаты в 39 стран, в том числе в Южную Корею, Китай, Индию, Пакистан, Сингапур и другие. В Нарве шкуры очищают и дубят. В таком материале нуждаются обувная, мебельная, автомобильная и другие отрасли промышленности.

«Проблем много, как всегда в бизнесе, как на макро, так и на микро-уровнях, - жалуется Шамиль Валитов. - Начиная с того, что крестьяне небрежно засаливают шкуры  и кончая изменениями курса доллара».

В Белоруссии присутствуют и бизнес-интересы команды Кайдо Йыэлехта. Согласно данным бизнес-регистра, они контролируют в Белоруссии современные лесопилки «Витебская лесопилка», которые производят пиломатериалы и продают их в Эстонию и другие государства.

Представители «Витебской лесопилки» рассказывают курьезные истории из ведения бизнеса в Белоруссии. «Мы можем закупать бревна только через государственную биржу на установленным ценам. И из Белоруссии выводить в Эстонию тоже нельзя без вмешательства государственной биржи. Целью материнской фирмы является зарабатывание денег, но в Белоруссии нас обвиняют в том, что мы хотим деньги вывезти из государства».

Источник добавляет:  «Нам направляют от государства письма, что мы должны на частной фирме довести заработной платы работников до определенного уровня, говорят: на ваших предприятиях работают наши, белорусские люди». Но за последние два года бизнес в Белоруссии все же стал чуть более свободным.

На прилавках крупных супермаркетов доля белорусских товаров несущественна. Исключение здесь алкоголь – водка и пиво, которыми торгуют все крупные торговые цепи. Например, Selver сообщает, что продает 11 сортов белорусской водки и 5 сортов пива. Особенно хорошо идет «Белая Русь. Серебряная», известная своей хорошей ценой и качеством. В Prisma можно найти и рыбные изделия.

Но вот новостная бомба: пойдите в магазин, найдите на прилавке квас  A. Le Coq и изучите этикетку, где он произведен. Точно так – в Белоруссии!

Бизнес с Белоруссией вырос в два раза

·    В 2010 году товарооборот с Белоруссией вырос скачкообразно, оборот увеличился по сравнению с предыдущим годом почти в два раза.

·    За 11 месяцев экспорт Эстонии в Белоруссию вырос в 1,7 раза и импорт в 2,2 раза. Правда, в 2009 году был отмечен некоторый спад. 

·    Крупнейшими экспортными статьями были машины и оборудование (24%), транспортные средства (17%) и  сельскохозяйственная продукция, продовльственные товары и напитки (15%).

·    В импорте тон задавали минеральное топливо (66%), транспортные средства (12%), металлы и изделия из металлов (6%).

·    Белоруссия была для Эстонии 17 по величине торговым партнером и на ее доля составила 1 процент. По экспорту Белоруссия у нас занимает 21 и по импорту 16 места.

Перевод Хейно Сарап


 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.