ИноСМИ - Все, что достойно перевода

Как иностранные СМИ изображают Россию.
Мы переводим. Вы делаете выбор

Авторы

Светлана Алексиевич

Советская и белорусская писатель, журналист, сценарист документальных фильмов. Светлана Александровна Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в городе Станислав (Украинская ССР). После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Белоруссию, отец и мать работали сельскими учителями. Работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школах Мозырского района, журналистом газеты «Прыпяцкая праўда» («Припятская правда») в Наровле. Пишет на русском языке. С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии. C 2013 года снова живёт в Белоруссии.

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года. Наибольшую известность получили ее книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо«, «Цинковые мальчики«, «Чернобыльская молитва«, «Время секонд-хэнд«. Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи, проникнуты чувствами сострадания и гуманизма.

Известная российская писательница Татьяна Толстая высказалась о награждении Алексиевич Нобелевской премией так: «По-моему, это для всех очередное разочарование в позиции Нобелевского комитета, который играет в эти публицистические игры и совершенно забыл, что есть литература. Это - очередной плевок в литературу, это - очередное выдвижение на первый план политики, публицистики, правильных и нужных тем, нужных болевых точек. А этих болевых точек, знаете, как грибов в лесу. Так вот, это всё нечестные приемы - выдавать эти награды за то, что кто-то, понимаете, „громче". И работать на таких простых выжиманиях слезы - не литература, это даже ни к какому искусству не приближается. Алексиевич работает грубыми методами, как раньше это называлось „серпом по яйцам"».

Также резонанс в сети получило высказывание Алексиевич во время поездки в Нью-Йорк: «Вчера я шла по Бродвею, и видно, что каждый - личность. А идешь по Минску, Москве, ты видишь, что идет народное тело. Общее. Да, они переоделись в другую одежду, они ездят на новых машинах, но только они услышали зов боевой от Путина „Великая Россия", - и снова это народное тело... Поэтому мне хотелось показать всю, как говорила Цветаева, цветущую сложность нашей жизни». В связи с этим некоторые усомнились в литературной эрудиции Алексиевич, так как выражение «цветущая сложность» принадлежит вовсе не Марине Цветаевой, а писателю, философу и публицисту Константину Леонтьеву.

Свои убеждения определяет как социал-демократические, так как социал-демократия, по её мнению, «более смягченный вариант перехода» к капитализму. Алексиевич последовательно выступала против политики президента Александра Лукашенко. Государственные издательства Белоруссии прекратили выпуск её книг после прихода А. Лукашенко к власти. В то же время, она критиковала оппозицию за то, что в ней «нет политиков», а есть «культурологи, мечтатели и романтики».


После крымских событий выступила в немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung с осуждением российской политики в отношении Украины.

Статья в Wikipedia на русском

Публикации автора

Светлана Алексиевич: почему молчит русская интеллигенция? (Reform)

Писатель, лауреат Нобелевской премии, глава белорусского ПЕН-центра Светлана Алексиевич написала краткое обращение перед тем, как к ней сегодня пришли силовики. Оно опубликовано на сайте ПЕН-центра. Белорусский сайт Reform.by приводит его полный текст.

845380

НВ: почему русские поехали воевать в Донбасс

«Помню, как я приехала в Москву, села в такси и с какой злобой заговорил об Украине водитель. И я ему ответила — о Донбассе, о Крыме, что думаю. Какая это была ярость», — пишет лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич и продолжает, что не понимает, почему русские люди взяли оружие и поехали воевать в Донбасс добровольцами.

7010802

НВ: какая безумная цивилизация

Лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич спустя десять лет после аварии на ЧАЭС выпустила книгу «Чернобыльская молитва. Хроника будущего». Сегодня, рассуждая о том, почему могла произойти такая страшная катастрофа, писательница винит царский режим, крепостное право, большевиков и советское время и даже демократию.

433507

Важная страна для России

Мы очень тесно связаны с Россией, и хотя у нас нет многих вещей, которые пугают нас в России, у нас хватает своего. У нас, к счастью, не ставятся памятники Сталину, Ивану Грозному, Муравьеву-вешателю. И слава Богу, что никакие православные не стоят у «Беларусьфильма» и не протестуют против какого-то кино про царя. Таких вещей не происходит. Но это тесная связка.

332534

Люди не понимают свободы

В сегодняшней России творчество Алексиевич — как тест Роршаха на политические взгляды: среди либеральной оппозиции она — совесть нации, уникально проницательный комментатор, объясняющий разочарования и сложности постсоветской жизни. Более широкая общественность считает ее перебежчицей, которая в своих книгах наносит вред репутации России и россиян.

745620

Алексиевич: новая философия

Японию посетила Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич. Ее пребывание было недолгим, поскольку она посещает различные страны по всему миру, однако она отвечала на вопросы прессы, посетила место аварии АЭС «Фукусима-1» и получила почетную докторскую степень в Токийском университете иностранных языков. Алексиевич уехала, высказав несколько глубоких мыслей.

537347

Авторитарное общество — мужское общество

В Испанию приехала с визитом белорусская лауреат Нобелевской премии. Она уже приняла участие в литературном фестивале Барселоны и выступит в среду в Барселонском центре современной культуры. Каждая книга этой писательницы — титанический труд: от 300 до 500 интервью и 5-6 лет работы. Сама Алексиевич называет себя «человек-ухо». Подробнее о своем опыте она рассказывает в интервью.

193145

Светлана Алексиевич: где бессильно оружие

Белорусская писательница Светлана Алексиевич известна благодаря произведению «Чернобыльская молитва», в котором она собрала свидетельства пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС. В 2015 году она была удостоена Нобелевской премии. Мы поговорили с писательницей об изменениях в белорусском общественном сознании и перспективах атомной энергии.

384108

Трудно говорить о любви

Я стою на этой трибуне не одна… Вокруг меня голоса, сотни голосов, они всегда со мной. С моего детства. Я жила в деревне. Мы, дети, любили играть на улице, но вечером нас, как магнитом, тянуло к скамейкам, на которых собирались возле своих домов или хат, как говорят у нас, уставшие бабы. Ни у кого из них не было мужей, отцов, братьев, я не помню мужчин после войны в нашей деревне...

302986