Крупнейшая в России еврейская организация выступила с протестом против заявления местного архиерея, повторенного чиновником из Министерства юстиции, что последнего русского царя убили евреи, сделавшие это в ритуальных целях.


Старший следователь Марина Молодцова из специальной министерской комиссии, изучающей обстоятельства убийства царя Николая II, заявила в понедельник на конференции в Москве, что ее комиссия проведет «психолого-историческую судебную экспертизу», чтобы выяснить, был ли расстрел царской семьи ритуальным убийством. Об этом сообщило агентство «РИА Новости».


Выступая на той же конференции, епископ Русской православной церкви Тихон Шевкунов заявил: «У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. Более того, у значительной части церковной комиссии (изучающей обстоятельства убийства Николая II во время русской революции 1917 года) нет сомнений в том, что это так и было».


Федерация еврейских общин России, связанная с движением Хабад и объединяющая более 100 общин в этой стране, в понедельник выступила с заявлением, в котором назвала выдвинутые предположения шокирующим антисемитским наветом.


«Мы все считаем, что это абсолютно недопустимо, — заявил агентству „Интерфакс" пресс-секретарь федерации Борух Горин. — Прежде всего, поражает откровенная нелепость прозвучавших утверждений».


Евроазиатский еврейский конгресс также осудил эти утверждения, выступив во вторник с заявлением.


До конференции с заявлениями о ритуальном еврейском убийстве Николая выступали только самые отъявленные антисемиты и сторонники примитивных конспирологических теорий.


При президенте Владимире Путине усиливается национализм и ностальгия по царской эпохе. В этих условиях российский суд в 2010 году отдал распоряжение прокуратуре возобновить расследование по делу об убийстве царя и членов его семьи, хотя расстрелявшие их в 1918 году большевики (радикальное крыло коммунистической партии, возглавившее революцию 1917 года) давно уже умерли.


Тот факт, что в рядах революционеров преобладали евреи, остается главным источником недовольства и злобы антисемитов. Во время Холокоста он стал предлогом для истребления огромного количества евреев по всей Восточной Европе, которым занимались самопровозглашенные враги коммунизма и России, хотя к тому времени коммунисты уже устраивали серьезные гонения на евреев и на публичное выражение их веры.


Участие евреев в революции до сих пор используют для разжигания ненависти в отношении местной еврейской общины, в том числе, среди верующих христиан, которые тоже подвергались преследованиям атеистической советской власти.


«Убийцы Николая II наверняка были убежденными атеистами, отвергавшими веру в любую силу, кроме их собственной», — сказал Горин, являющийся старшим помощником главного раввина России Берл Лазара. Но обвинение евреев в смерти царя является «антисемитским мифом, используемым в антисемитской пропаганде на протяжении нескольких десятилетий, из-за чего евреи смотрят на это с большой обеспокоенностью».