С 1932 по 1933 год от голода умерло четыре миллиона украинцев.


Некоторые деятели левого толка из прошлого и настоящего симпатизируют его режиму.


Новая книга Энн Эплбаум не оставляет сомнений в том, что Сталин несет ответственность за Голодомор.


Дело было летом 1933 года в одной деревне на Украине, которая в то время входила в состав Советского Союза. Маленький мальчик проснулся утром на печи и слез вниз. Он не просто был голоден — он по-настоящему умирал от голода. «Папа, я хочу есть! Папа!» — закричал он. Но в доме было холодно, а отец молчал. Мальчик подошел к нему, полагая что тот спит. «У него под носом была пена, — вспоминал он. — Я потрогал его голову. Холодная». Через какое-то время приехала телега, нагруженная трупами, которые лежали вповалку как снопы. В дом вошли двое мужчин, засунули тело отца в мешок и бросили его на телегу, а потом уехали. После этого мальчик ушел из дома. Он бродил по пустым полям, спал в конюшнях, искал зерна. Он был истощен и доведен до отчаяния, но каким-то чудом выжил. Четырем миллионам украинцев повезло гораздо меньше. Голод, пришедший на Украину в конце 1932 года и длившийся весь 1933 год, стал одной из самых смертоносных катастроф в европейской истории.


Но на Западе о Голодоморе известно не очень много. А вот на самой Украине его часто называют Холокостом. Это была гигантская операция по уничтожению миллионов людей.


Стоял за ней не один Иосиф Сталин, который правил Советским Союзом с середины 1920-х до 1953 года. Это был плод извращенный идеологии, цель которой состояла в переделке крестьянского общества в соответствии с планом коммунистической утопии. Даже сегодня, когда мы регулярно наблюдаем ужасные сцены людских страданий и смерти, подробности Голодомора вызывают оцепенение и ужас. Голодающие дети, братские могилы, самосуд, даже людоедство. Во время Голодомора человеческая природа обнажилась до самых костей.


«Я была так напугана случившимся, что не могла говорить несколько дней, — вспоминала одна женщина, выбравшись из братской могилы, куда ее сбросили по ошибке, приняв за труп. — Я видела тела мертвых людей в своих снах и часто кричала». Это невероятно, но сегодня находятся люди, отрицающие Голодомор. В путинской России Сталина, автора этого искусственного голода, часто изображают не чудовищным тираном, а достойным восхищения сильным руководителем, давшим России возможность шагать с высоко поднятой головой.


Несколько лет тому назад Путин даже заявил на пресс-конференции, что нет ничего плохого в восстановлении памятников человеку, уничтожившему миллионы людей. По его словам, Сталин ничем не отличается от лидера английского парламента Оливера Кромвеля. Это сравнение по своей неточности граничит с гротеском. Слава Богу, что журналистка и писательница Энн Эплбаум в своей новой книге «Красный голод» (Red Famine) не оставляет и тени сомнений в том, что Сталин несет полную ответственность за случившееся на Украине.


Она не щадит читателя, предъявляя ему страшные подробности о судьбах миллионов ни в чем неповинных мужчин, женщин и детей, которые имели несчастье стать подопытными кроликами в этом чудовищном марксистском эксперименте.


Причины голода кроются в непростых, обагренных кровью отношениях России и Украины, которые по сей день создают международную напряженность и заставляют людей страдать.


Слово Украина означает «окраина», «пограничная земля». Когда-то большая ее часть входила в состав Речи Посполитой, как называли федерацию Королевства Польского и Великого княжества Литовского; но затем она была захвачена усиливающейся Российской империей. С тех пор русские националисты считают Украину неотъемлемой частью своих евразийских владений. Даже сегодня апологеты Путина часто называют ее Новороссией или Малороссией. После большевистской революции 1917 года Украина предприняла попытку добиться независимости, но Красная армия подавила все выступления и превратила ее в республику нового Советского Союза. Тем не менее, Ленин и Сталин относились к Украине с огромным недоверием.


Украинцы были непохожи на русских. Они были слишком дерзкими. Эти люди хотели говорить на своем языке, а их крестьяне были слишком консервативны, придерживались своих сельских традиций и не испытывали большого энтузиазма по поводу светлого марксистского будущего, которое обещали построить их кремлевские хозяева.


И вот в конце двадцатых годов случилась катастрофа. Преемником Ленина на посту руководители коммунистической системы стал Иосиф Сталин. Он был полон решимости укрепить свою власть и очень хотел сломить крестьянское сопротивление на пути к Утопии. Сталин приказал провести коллективизацию всей советской страны.


Слово «коллективизация» звучит как-то сухо и даже скучно, будучи похожим на какой-то технический термин. Но ее последствия для населения страны были страшными и поистине драматическими. Принцип был простой: более зажиточных и успешных крестьян надо было ликвидировать. Методы ликвидации были разные: заморить голодом, убить или отправить в ссылку. Остальных же предстояло согнать в большие государственные хозяйства, где крестьяне должны были неустанно трудиться ради великого советского блага, но не на себя.


Коллективизация — это поистине детище Сталин. Другой советский руководитель мог бы действовать более осторожно. На самом деле, некоторые большевики считали, что Сталин действует слишком радикально и слишком быстро. Однако советский руководитель утверждал, что коллективизация — это единственно правильный путь, соответствующий идеям марксизма. Если мы хотим построить социализм на нашей планете, утверждал он, нам нужно подавить крестьян. Ну как можно построить настоящее социалистическое общество, если люди будут и дальше трудиться на себя и зарабатывать деньги?


То, что случилось дальше, было ужасно. Сталинские головорезы рыскали по благодатной украинской земле, конфискуя зерно, которое можно было продать за границей. На вырученные деньги Сталин планировал закупать промышленное оборудование, в котором страна отчаянно нуждалась. К тому времени слухи об усиливающихся невзгодах и лишениях начали доходить даже до Москвы. К весне 1932 года тайная полиция стала докладывать о том, что крестьянские массы бегут из своих домов в поисках еды, что дети пухнут от голода, что люди едят траву и желуди, и что трупы валяются на улицах украинских городов.


Были люди, утверждавшие, что все это — часть тайного капиталистического плана, направленного на то, чтобы настроить крестьян против советской власти.


Но Сталин ничего не сделал. Он не стал вмешиваться, чтобы помочь пострадавшим. Напротив, он обвинил во всем украинских националистов, приказав тайной полиции тщательнее искать спрятанные зерно, и даже распорядился о составлении черных списков хозяйств и деревень.


Это свидетельствует о том, что он с болезненной подозрительностью относился к украинским мечтам о независимости. В этом Сталин был похож на своих предшественников из эпохи царизма. Да и на сегодняшнее российское руководство тоже.


Голодомор также стал отражением его марксистского менталитета, поскольку советский руководитель повсюду видел классовых врагов, а простых людей считал пешками в своей жестокой идеологической игре.


Прошел 1932 год, наступил 1933-й, но Сталин продолжал безжалостно реквизировать зерно. И тогда голод превратился в Голодомор.

Иосиф Виссарионович Сталин


Эплбаум описывает этот процесс в ужасающих подробностях. Когда организм человека голодает, он сначала потребляет запасы глюкозы. После этого он уничтожает запасы жиров. На третьем этапе, который наступает спустя несколько недель, организм начинает сжигать белки, пожирать ткани и мышцы.


Наконец кожа человека истончается, глаза начинают вылезать из орбит, а живот распухает. Смерть наступает от голода или от инфекционных заболеваний, таких как пневмония, тиф или дифтерия. Так или иначе, человека ждет ужасная участь.


Когда люди начали умирать миллионами, вместе с ними стали исчезать и все человеческие чувства. Эплбаум описывает один из бесчисленных ужасных эпизодов. 15-летняя девочка выпрашивала в селе хлебные крошки, стоя возле очереди за хлебом, которым в государственном магазине торговали коммунисты. Каждого выходящего из магазина девочка умоляла дать ей крошек. Наконец, она попросила об этом продавца, который начал на нее кричать, а потом ударил. Девочка упала на землю. «Вставай, — закричал продавец и пнул ее ногой. — Отправляйся домой и займись делом». Но девочка не шевелилась. Она была мертва.


Некоторые люди в очереди начали плакать. «Так, здесь кто-то расчувствовался, — угрожающе заявил продавец. — Выявить врагов народа очень просто». В другой деревне маленький мальчик дразнил товарищей повидлом и буханкой хлеба, которые удалось раздобыть его родителям.


Дети разозлились и начали бросать в него камни. Остановились они только тогда, когда мальчик был мертв.


В некоторых семьях люди начинали ненавидеть друг друга. Один мужчина пришел в такую ярость от плача просивших поесть детей, что задушил своего младенца в колыбели и убил двух других детей, разбив им головы о стену. В Винницкой области один крестьянин попытался убить своих голодающих детей, для чего растопил печь и закрыл трубу. Когда дети стали кричать, призывая на помощь, он задушил их голыми руками.


Некоторые люди доходили даже до людоедства. В одном селе милиция арестовала мужчину, который сошел с ума после смерти жены. Сосед спросил его, почему он такой упитанный — не как остальные люди. «Я съел своих детей, — ответил этот человек. — А если ты будешь слишком много болтать, я и тебя съем».


Позже в сталинских лагерях одна полька встречала сотни несчастных, босоногих и полураздетых украинцев, которых осудили за людоедство. По словам этих людей, их дети умирали от голода, а сами они, обезумев от горя и голода, варили и ели их мясо. Но впоследствии, поняв, что произошло, они окончательно теряли рассудок.


Вопрос о том, можно ли считать Голодомор геноцидом, вызывает острую полемику. Украинцы часто говорят, что да, а русские и сочувствующие им отрицают это. В определенном смысле данный вопрос несущественен. Гораздо важнее — другое. В результате сталинской политики погибли миллионы людей, а еще миллионы подверглись страшным страданиям.


С точки зрения Запада, ужасный позор заключается в том, что многие зарубежные обозреватели отказывались признавать правду или сознательно пытались ее скрывать. Среди британских левых было немало апологетов сталинского варварства, таких как Сидней и Беатриса Вебб (Sidney and Beatrice Webb), которые считали режим Сталина новой цивилизацией.


Исключением из этого правила стал отважный журналист из Уэльса Гарет Джонс (Gareth Jones), который в марте 1933 года путешествовал по Украине, а вернувшись домой, рассказал миру о катастрофическом голоде. Почти сразу после этого корреспондент New York Times в Москве и лауреат Пулитцеровской премии Уолтер Дюранти (Walter Duranty) опубликовал ответ под заголовком «Русским голодно, но они не голодают».


Никакого голода нет, заявил Дюранти, назвавший сообщение Джонса частью государственный британской пропаганды.


Спустя несколько месяцев Дюранти, живший в роскошной московской квартире, пошел еще дальше. «Все сообщения о голоде в России, — рассказал он американским читателям в августе 1933 года, — являются преувеличением или злобной пропагандой». Поскольку у Дюранти было больше связей, чем у Джонса, ему поверили очень многие. Как пишет Эплбаум, даже в 1986 году, когда великий историк Роберт Конквест (Robert Conquest) опубликовал сенсационную книгу о голоде под названием «Жатва скорби: советская коллективизация и террор голодом», издание левого толка London Review of Books разместило на своих страницах язвительную рецензию, назвав эту книгу очередным образцом антикоммунистической пропаганды.


К нашему стыду, даже сегодня находятся представители левых сил, продолжающие оправдывать Сталина.


Это невероятно, но главным сталинским апологетом является мрачный пресс-секретарь Джереми Корбина (Jeremy Corbyn), выпускник Винчестера Шеймас Милн (Seumas Milne), не упускающий возможности встать на защиту коммунистического диктатора.


По словам Милна, людям пора прекратить разглагольствования о жертвах сталинского режима. Вместо этого им следует помнить, что коммунизм в Советском Союзе, в Восточной Европе и других местах позволил осуществить индустриализацию, дать образование массам, обеспечить занятость и добиться больших успехов в социальном и гендерном равенстве.


По любым меркам это ужасное оскорбление для миллионов людей, погибших от голода на Украине. То, что такие слова произносит официальный представитель Джереми Корбина, это настоящий стыд и позор. Это наглядный пример нравственных ориентиров лейбористского руководства — или отсутствия таковых.


Готовя к изданию свою книгу, Эплбаум долгое время работала в российских и украинских архивах. У любого, кто прочитает эту работу, не останется никаких сомнений по поводу страшного голода 1932-1933 годов, а также относительно ответственности Сталина и его коммунистических союзников.


Холодный прием этой книге могут оказать только в Москве, где Путин обвиняет Запад в «чрезмерный демонизации Сталина» и заявляет, что это нападки на Россию. Надо сказать, что три месяца назад в России был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 1 600 респондентов. Он показал, что целых 38% опрошенных считают Сталина величайшим россиянином. Второе место занимает Путин, набравший 34%. Это говорит само за себя.


Что же касается украинцев, то они считают Голодомор центральным моментом в своей современной политической и культурной истории, видя в нем символ своих страданий, которые им причинили русские, а также толчок к национальному самоопределению. В этом смысле Путин, воображающий себя сталинским наследником и видящий в Украине не более чем Малороссию, конечно же, обречен на неудачу.


Но это не дает нам права забыть миллионы умерших, голодающих детей, скорбящих родителей, братские могилы и опустевшие села. «Мы не можем мирно лежать в своих могилах, — написал как-то украинский поэт и политический диссидент Николай Руденко, оглядываясь много лет спустя на Голодомор. — Мы, мертвые, не можем упокоиться».


Сталинских жертв не вернешь, но вспоминая о них, мы помогаем им найти покой.