Когда въезжаешь в Москву со стороны международного аэропорта «Шереметьево», вид фабрики «Большевик», построенной в XIX веке из красного кирпича, служит для усталых путников ободряющим знаком, указывающим на то, что при всех ужасных пробках на дорогах они почти добрались до центра города.


Фабрика, основанная в 1855 году французским предпринимателем Адольфом Сиу (Adolf Sioux), славилась по всей России как производитель печенья и кондитерских изделий, а также как бывший поставщик сладостей для императорского двора. Национализированная Лениным и переименованная в честь его революционной партии большевиков фабрика продолжала процветать и в советское время, но сейчас она оказалась в числе многих городских промышленных зон, которые преобразуются в офисы и элитные дома.


Учитывая, что растущее население Москвы создает нагрузку для жилого сектора, и власти ограничивают строительство высотных зданий в центре, застройщики в поисках мало застроенных участков взялись за разбросанные по всему городу неиспользуемые промзоны.


«Лофт» — это новое модное слово на российских сайтах недвижимости, выставляющих на продажу огромные квартиры в помещениях бывших предприятий в качестве естественной среды обитания для нового класса продвинутых молодых специалистов.

 

В десяти минутах ходьбы от Белорусского вокзала (в России вокзалы часто называют в честь конечного пункта назначения) и нового бизнес-центра «Белая Площадь» девелоперской компанией О1 Properties совместно с британским архитектурным бюро John McAslan & Partners была проведена реконструкция зданий фабрики «Большевик» с целью превращения ее в многофункциональный деловой, жилой и культурный центр.


В прошлом году здесь открылись офисы и художественная галерея, в которых выставлена частная коллекция картин русских импрессионистов, а также кафе, где подают фирменные сладости фабрики «Большевик», которые теперь производятся американским концерном Kraft Foods на предприятии во Владимирской области в 180 километрах к востоку от Москвы.


Корпуса аппарт-комплекса МФК «Большевик» пока еще обнесены строительными лесами, но работы по реконструкции должны быть завершены к концу этого года. Элитные апартаменты и лофты площадью от 30 до 109 квадратных метров выходят во двор, который расположен в стороне от оживленного Ленинградского проспекта и в котором тихо даже в часы пик. Продажами недвижимости в комплексе «Большевик» занимается компания О1 Properties, и цены варьируют от 10,2 миллиона рублей за самые маленькие квартиры до 79 миллионов рублей за самые большие. По информации застройщика, 15% квартир уже продано.


Архитектурное бюро John McAslan ранее работало над реализацией удостоенного награды проекта по созданию в Москве бизнес-центра «Фабрика Станиславского» в районе станции метро «Таганская». Здесь комплекс зданий бывшей золотканительной фабрики, построенной в начале XX века, был полностью реставрирован, и на территории появился многофункциональный комплекс — бизнес-центр и несколько новых малоэтажных жилых корпусов, а также восстановленное здание театра. Московское агентство по продаже элитной недвижимости, входящее в международную сеть Savills, продает сейчас трехкомнатную квартиру площадью 140 квадратных метров в комплексе «Фабрика Станиславского» за 2,18 миллиона долларов.


Клубный дом Depre Loft на Петровском бульваре также имеет богатое историческое прошлое. Он расположен на месте винного склада, построенного офицером наполеоновской армии, оставшимся в России после злополучного нашествия Наполеона в 1812 году. Теперь это здание обрело вторую жизнь, и здесь расположился комплекс лофт-апартаментов.


Квартиры в Depre Loft площадью от 46 до 180 квадратных метров находятся в стадии завершения, и российская строительная компания KR Properties продает их по цене от 391,738 тысячи до 1,4 миллиона долларов.


Также на рынке начинают предлагать квартиры в многофункциональном комплексе Wine House, где российская компания-застройщик Hals Development восстановила здание бывшего завода шампанских вин XIX века, некогда принадлежавшее поставщику алкоголя для императорского двора Петру Смирнову. Это красивое здание из красного кирпича сейчас находится в центре нового жилого комплекса на острове Балчуг, расположенном чуть южнее Кремля.


Цены на недвижимость в этом комплексе, которые продает застройщик Hals Development, составляют от 689,15 тысячи долларов за квартиру площадью 69 квадратных метров до 1,78 миллиона долларов за квартиры площадью 125 квадратных метров.


Жизнь в реконструированных фабричных зданиях привлекательна для молодых россиян, которые более космополитичны и обращают на дизайн больше внимания, чем представители старшего поколения, прожившие большую часть своей жизни в Советском Союзе.


Десять лет назад типичным покупателем московской недвижимости премиум-класса был нефтяник 40-50 лет, который хотел жить в квартире в престижном районе, если в ней было «много просторных комнат и много просторных туалетов», говорит директор департамента по работе с девелоперами московского агентства недвижимости Savills Александра Синилова. А молодые клиенты, которые сейчас выходит на рынок жилья класса премиум, заработали свои деньги, работая в сфере IT-технологий, СМИ или в качестве предпринимателей, и, как правило, относятся к жилому пространству более творчески.


«Это те россияне, которые бывали в Нью-Йорке или Чикаго, или же просто смотрели много современных американских фильмов, — говорит она. — Они видели героев фильмов вроде „Секса в большом городе" и хотят жить в таких же условиях, но адаптированных к Москве».


В ближайшие два десятилетия в Москве будет проведена реконструкция примерно 7 тысяч гектаров неиспользуемых промышленных территорий, в том числе огромной территории завода «ЗИЛ» на набережной Москвы-реки, который когда-то выпускал лимузины для советской элиты.


Реконструкция промзон соответствует планам мэра Москвы Сергея Собянина, курирующего программу возрождения города, направленную на создание привлекательной среды обитания, что позволит столице конкурировать с западными городами. Это означает создание новых парков, пешеходных зон, велодорожек и кафе.


Однако волна строительства новых жилых комплексов способствует спаду на московском рынке недвижимости.


По данным консалтинговой компании Knight Frank, работающей в сфере коммерческой и жилой недвижимости, активность на рынке элитной недвижимости в городе снизилась за год более чем на 11%. Этому способствовал и экономический спад в России, во многом обусловленный низкими ценами на нефть в сочетании с международными санкциями, введенными после аннексии Крыма. Согласно составленному компанией Knight Frank мировому индексу элитной недвижимости PIRI, который определяет эффективность рынка элитной недвижимости в 100 городах мира, Москва заняла 99-е место. Хуже обстоят дела в этой сфере лишь в Лагосе в Нигерии.


«Сейчас хорошее время для покупателей, но довольно трудное для девелоперов», — говорит директор по городской и загородной недвижимости в российском отделении Knight Frank Алексей Трещев. Правда, есть признаки восстановления доверия клиентов. Состоятельные россияне уже вносят средства, чтобы зарезервировать квартиры в жилом комплексе «Мосфильмовский» на юге Москвы, где возводятся 33 тысячи квадратных метров жилья рядом с культовой студией, на которой когда-то снимали фильмы Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский.


«Москва на данный момент не столь привлекательна, как европейские города, — отмечает Эйдан Поттер (Aidan Potter), руководитель проекта жилого комплекса „Мосфильмовский" из архитектурного бюро John McAslan+Partners. — Но большинство моих клиентов считают, что в этом году ситуация выглядит довольно неплохо, и рассчитывают на улучшение в следующем году».


Российский рубль после резкого падения в 2014-2015 годах стабилизировался, но он все еще слабее, чем в докризисные годы. Это означает, что для тех, кто готов тратить твердую валюту, покупка московской недвижимости по-прежнему может выглядеть выгодной сделкой.


Хотя напряженные отношения между Россией и Западом сдерживают европейские инвестиции, на московском рынке жилой недвижимости все большую активность проявляют покупатели из Китая и стран Ближнего Востока.


Китайцы пользуются популярностью у риэлторов, потому что они занимаются поиском квартир группами, часто покупая «пять, шесть или даже восемь квартир сразу», отмечает Синилова. Однако их интересуют не лофты. Китайцы обычно ищут квартиры в «новых домах с панорамным видом и привлекательным европейским дизайном», говорит она.