В России в этом году отмечают столетие Февральской и Октябрьской революций. Официально главной темой юбилейного года провозглашено единство.

Петербург (в те годы — Петроград) находился в центре революционных волнений весь 1917 год. Для русских эти воспоминания до сих пор являются тяжелыми, мнения расходятся.

Для того, чтобы понять происходившее в то время, надо посетить пять мест, которые связаны с революционными событиями в Петрограде.

Петропавловский собор: о царских останках спорят до сих пор


Часы бьют двенадцать. Колокола Петропавловского собора исполняют «Боже, Царя храни».

Это последний национальный гимн царской России. Сейчас его слушают туристы, которые, задрав головы, смотрят на золотой шпиль башни.

Под ним покоятся останки последнего российского царя, членов его семьи и его слуг.

Останки двух детей, Алексея и Марии, еще не захоронены из-за несогласия Православной церкви. Церковь не признает бесспорность принадлежности этих останков к царской семье.

Император Николай II, императрица Александра, их пятеро детей, врач, повар и двое слуг были расстреляны в подвале Ипатьевского дома в июле 1918 года в Екатеринбурге, в советское время Свердловске. Исполнителями были большевики, тайный приказ пришел из Москвы.

В 1970-х годах по указанию КПСС Ипатьевский дом был разрушен, поскольку были опасения, что он превратится в место паломничества монархистов.

Петропавловский собор таким местом не стал. Вряд ли кто-нибудь из русских хочет возвращения царской власти.

«Невозможно представить, что в России снова появится царь. Единственное, что можно было бы вернуть из тех времен — прекрасные балы во дворцах», − говорит 25-летняя Алиса. Она приехала в Петербург с Урала.

Советский Союз, рожденный революцией, 70-летняя Екатерина вспоминает добрым словом, хотя и сожалеет о судьбе царской семьи.

«Я не могу, как молодые, полностью отрицать советское время. У меня было счастливое советское детство. Когда я оглядываюсь назад, я довольна своей жизнью в те годы», − говорит она.

Бухгалтер Ольга Овсянникова не собирается праздновать юбилей революции.

«Первое, что приходит в голову − горечь. Если бы революции не было, может быть, нам не пришлось бы заплатить такую дорогую цену за сегодняшний день», − говорит Ольга Овсянникова.

Галерея «Свиное рыло»: Ленин разговаривает с инопланетянами


Название галереи говорит само за себя: галерея «Свиное рыло» показывает искусство, которое не доставляет удовольствия зрителю своими мягкими живописными мазками. Оно хватает жирными руками мифы революции и нынешнего времени и размазывает их по лицу посетителей.

На выставке «Мы видим город Петроград в семнадцатом году…» в качестве экспоната представлено, например, столетнее чучело свиньи, которое было подарено Зоологическим музеем Петербурга. Чучело из свиньи сделали в 1920-м году.

«Свинье было примерно три года, когда ее закололи. Таким образом, она ровесница революции, видела ее своими глазами», − рассказывает художник Николай Васильев, мастерская которого находится в конце галереи.

Источником для творчества художников также является существующая «теория заговора». Вождь революции Владимир Ленин разговаривает с инопланетянами на картине «Тайны истории». Портрет революционера-большевика Льва Троцкого размещен на рекламе сети ресторанов быстрого питания KFC вместо ее основателя Харланда Сандерса (Harland Sanders).

«Это версии из интернета. Лев Троцкий не был убит в Мексике в 1940 году, а переехал в США и основал там цепочку ресторанов, которые специализируются на блюдах из курицы», − говорит Васильев.

Галерею основала группа художников и музыкантов «КОЛХУи», сокращение от полного названия группы «Колдовские художники». В ее составе есть также пара художников, представляющих петербургский андеграунд 1980-х годов и художественное направление «Митьки».

Около чучела свиньи висит картина «Адский Совнарком», первое правительство Советской России. Из центра картины горящими глазами на вас смотрит Ленин.

Дьявольское правительство изображено в виде иконы. Эта выставка была показана на российском телевидении, но некоторые другие выставки группы «КОЛХУи» были закрыты, или из экспозиции были удалены отдельные произведения. Основанием для этого было названо, например, оскорбление чувств верующих. Официальных обвинений предъявлено не было.

По словам Васильева, если повезет, то выставку не трогают.

«У нас была выставка в залах Манежа, где ее прокляли, выявили гомосексуальную направленность, которая оскорбляет верующих. Куратор этого не заметил, и картины были выставлены в центре города», − рассказывает Васильев.

Сквернословие в телевизионной продукции и искусстве, пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних, оскорбление чувств верующих сейчас запрещены в России законом.

Памятник фонарщику: историк разыскивает голоса революции

В Петрограде революцию называли «красной пасхой», так как люди праздновали обретение свободы в состоянии экстаза.

Будни в городе, ввергнутом в хаос, были совсем другими.

Профессор петербургского Европейского университета Владимир Лапин посвятил целую книгу запахам и звукам Петербурга. В ней он создал исторический путеводитель по присущим революции запахам, вкусам и звукам.

В 1917 году жители города сверяли свои маршруты по звону трамваев и конки.

«Если было тихо, лучше было сидеть дома. Если опять раздавался звон, было безопасно выходить на улицу», − рассказывает Лапин.

Лапин показывает памятник фонарщику на Одесской улице. В городе не хватало топлива, и было неспокойно, поэтому часто фонарщики не выходили из дома. Находиться на темных улицах было еще опаснее.

Петроград того времени был столичным городом с населением два миллиона человек и большим количеством солдат. Он страдал от нехватки продовольствия, вызванного Первой мировой войной. И он был полон праздно шатающихся вернувшихся с фронта мужчин.

В городе было полно оружия, из которого постоянно стреляли.

«Петроградцы быстро поняли мелодию революции», − говорит Лапин.

Если звучал «Интернационал» или «Марсельеза» и были слышны только отдельные выстрелы, речь шла всего лишь о демонстрации. Если выстрелы гремели, не переставая, и песен не было слышно, лучше было оставаться дома.



В 1917 году толпы народа захватывали винные погреба и распивали их содержимое.

Милиция, посланная на охрану винных складов, присоединялась к распитию их содержимого. Для прекращения пьянки было принято решение вылить все запасы прямо на улицу. На Варшавском вокзале было вылито сразу 4 тонны алкоголя. Некоторые умудрялись есть снег, им пропитанный.

«Можете купить дорогой портвейн, вылить на снег и потом съесть его», − предлагает Лапин тем, кто действительно хочет погрузиться в историю.

Один звуковой образ времен революции можно услышать и в наши дни в совершенно неожиданном месте: на футбольном стадионе «Зенит». После игры его трибуны полны шелухой от семечек подсолнечника.

В 1917 году в Петрограде были огромные запасы семечек, предназначенных для производства подсолнечного масла. Семечек грызли так много, что одним из главных ритмов революции был хруст шагов по шелухе от семечек.

Крейсер «Аврора»: легенда, которая не стреляла по Зимнему дворцу

Серый крейсер возвышается надо льдом Невы. На его носу находится пушка.

В ночь на 25 октября 1917 года крейсер бросил якорь вблизи Николаевского моста. К этому времени стратегически важные места в городе были уже в руках большевиков − за исключением Зимнего дворца, где заседало Временное правительство.

В 21:40 из носовой пушки «Авроры» был произведен залп, чтобы дать сигнал о начале штурма Зимнего дворца. Еще до этого сигнальный выстрел был произведен из Петропавловской крепости. По воспоминаниям современников, звук выстрела заставил подпрыгнуть на своих местах зрителей, пришедших в Мариинский театр смотреть балет «Щелкунчик».

Позже «Аврора» и залп, произведенный с нее, были причислены к легендам революции.

На самом деле, с крейсера по Зимнему дворцу не стреляли. Он был захвачен практически без сопротивления. При штурме погибло лишь несколько человек.

Артем приехал познакомиться с историей во время школьных каникул вместе со своей учительницей Елизаветой.

«Корабль потрясающе красив», − восхищается Артем.

«Этот корабль является еще и символом революции», − соглашается с ним Елизавета.

Сам переворот не вызывает в ней ностальгических чувств.

«Он напоминает о тяжелом историческом периоде, который разворошил всю страну».

Крейсер, который был построен в 1900 году, успел принять участие в Русско-японской войне 1905-1906 годов и Первой мировой войне. Из его орудий стреляли и во Вторую мировую войну. Корабль ремонтировали много раз, а в 1984-1987 годах была отреставрирована вся его подводная часть.

В 2014 году символ Петербурга снова пришлось ремонтировать. Прошлым летом жители собрались на набережной посмотреть, как Аврора возвращалась на свое место, чтобы стать кораблем-музеем.

Ожидается, что в этом году в огромном количестве приедут китайские туристы, чтобы познакомиться с колыбелью революции. Крейсер «Аврора» является первым объектом разработанного для них «красного маршрута». Последним пунктом маршрута станет Смольный институт, где председатель Сената Финляндии Пер Эвинд Свинхувуд (Pehr Evind Svinhufvud) оставил официальное прошение о признании независимости Финляндии, получил утвердительный ответ и встретился с Лениным.

Музей политической истории России: бывшее святилище Ленина сконцентрировалось на жертвах

Табличка при входе в Музей политической истории сообщает о том, что миссией музея является «воспитание политической культуры гражданского общества». Звучит многообещающе для современного государственного российского музея, который был изначально создан как Музей революции в 1919 году.

В этом здании находилась ставка Ленина и большевиков с апреля по июль 1917 года. Ленин обращался с речью к народу с его балкона.

Если принять во внимание историю музея, его вклад в юбилейный год сбалансирован по своему воздействию.

Выставка «Революция в России. 1917-1922» выводит на передний план те страдания, которые принес с собой государственный переворот. Она рассказывает о хаосе, продолжавшемся в течение шести лет и «уничтожившем человеческий и экономический потенциал страны», в то время, когда общественные классы, государства, нации и политические силы боролись за свои интересы.

Наверное, так посетителям намекают, что подобного переворота Россия больше не хочет.

Посетителей последовательно знакомят с Первой мировой войной, Февральской революцией, Октябрьской революцией и их последствиями.

В конце выставки подводится итог, что последствия революции ощущаются в российском обществе и сейчас. В период 1917-1922 годов по разным оценкам погибли от 8 до 13 миллионов человек.

Здание было святилищем Ленина в годы советской власти. Поэтому проживающая много лет неподалеку Елена Исакова (58 лет) не хочет даже заглядывать в музей, какой бы современной выставка ни была. В годы советской власти школьников приводили сюда по большим праздникам на обязательные ленинские экскурсии.

«От одного вида музейных залов меня тошнит», — говорит Исакова.

Она отмечает, что ни президент Владимир Путин, ни премьер-министр Дмитрий Медведев не смогли сказать «нет» коммунистам, коммунистическое наследие оставили жить.

Коммунисты, которые сейчас действуют по указке Кремля, еще в начале 2000-х годов были серьезной противодействующей силой для Путина.

«Прошло сто лет, и это слишком мало. Я думаю, что революция отбросила Россию на много лет назад, и плоды той революции мы пожинаем до сих пор», — говорит Исакова.