Произошедшее во вторник убийство священника в небольшой нормандской коммуне стало очередным свидетельством стремления «Исламского государства» (организация запрещена на территории РФ) наносить удары везде и всегда. Речь идет о войне на истощение, стратегию которой разрабатывают с начала 2000-х годов исламистские теоретики, мечтающие о всеобщем и решительном конфликте с «неверными».

Постоянные удары с целью погрузить Францию в хаос и гражданскую войну. Если отбросить зверство произошедшего, убийство 86-летнего священника Жака Амеля (Jacques Hamel) прямо в церкви Сен-Этьен-дю-Рувре (департамент Приморская Сена) определенно является частью стратегии «Исламского государства». Та уже была в ходу с бойней на набережной в Ницце 14 июля и ноябрьскими терактами в Париже. То же самое относится и к убийству пары полицейских 13 июня у них дома в пригороде столицы.

Хаос

Эта стратегия не является ни для кого секретом, ее даже не пытаются скрывать. Теоретики джихада сформировали ее и выложили в интернете еще в начале 2000-х годов. Их идеи были взяты на вооружение и переработаны в публикациях ИГ с 2014 года с целью подорвать так называемую «серую зону», то есть пространство, где «неверные» и мусульмане живут вместе и не пытаются уничтожить друг друга. В воображаемом мире ИГ существует только два лагеря: неверные и мусульмане. Оба они должны вести борьбу вплоть до окончательного триумфа правоверных. «Усама бен Ладен был прав, когда говорил: "Современный мир поделен на два лагеря". Буш был прав, когда заявил: "Либо вы с нами, либо вы с террористами". Это означает, что вы или крестоносец или с исламом». Вот, что утверждается в номере пропагандистского журнала ИГ «Дабик» (Dabiq) за февраль 2015 года.

ДАИШ не придумало ничего нового. Та же самая цель открыто указывалась в главном произведении исламистского мира «Призыв к мировому исламскому сопротивлению», которое было опубликовано в сети в 2004 году. Его автором был сириец Абу Мусаб ас-Сури 1958 года рождения, уроженец Алеппо. Одно время он входил в ближний круг Усамы бин Ладена, но пошел против лидера «Аль-Каиды» после терактов 11 сентября 2001 года. По его мнению, эта акция ослабила «Аль-Каиду», спровоцировав массированный ответ США и Запада, который в конечном итоге лишил движение прибежища в Афганистане.

Ас-Сури предлагал сделать ставку не на масштабные операции, а действия небольших ячеек, которые должны быть разбросаны по всем западным странам. Те постоянными ударами истощают силы местного населения, которое в конечном итоге поднимает восстание против неспособного защитить их государства и всех мусульман. Последние отвечают на агрессию, что ведет в итоге к гражданской войне. Для скорейшего достижения цели ас-Сури считал нужным привлечь на свою сторону как можно больше мусульман, например, с помощью терактов против «богохульников». Наконец, по его мнению, операции должны не устраиваться централизовано, а находиться на усмотрении самих активистов.
 
«Исламское государство» же пошло еще дальше. У тех, кто проводит теракты от его имени, есть более или менее тесные связи с руководством организации в Сирии и Ираке. Они совершенно явно прослеживаются в случае тех, кто нанес удары в Париже в ноябре прошлого года, но представляются весьма туманными (если вообще существуют) в случае убийцы, который устроил бойню в гей-клубе американского Орландо 12 июня.

Дело в том, что в отличие от тезисов ас-Сури, которые были опубликованы после изгнания «Аль-Каиды» из Афганистана, у ИГ имеется своя территория — самопровозглашенный халифат в Сирии и Ираке. Оно выстроило его по заветам другого исламистского пособия «Управление жестокостью», автором которого считается Абу Бакр Наджи. Однако речь, скорее всего, идет о целом коллективе исламистов, в том числе зяте Абу Мусаба аз-Заркави, основателя того, чему было суждено стать «Исламским государством». 300 страниц трактата (говорят, его читало большинство руководителей движения) повествуют о том, как создать хаос, чтобы затем взять в руки власть. «По сионистам и крестоносцам нужно наносить удары во всем мусульманском мире и, если возможно, за его пределами (…), чтобы как можно сильнее истощить врагов».

Цели

Именно такие предписания сегодня в ходу. Для достижения цели все средства хороши: нападения с автоматами на улицах, захват заложников в ночных клубах, взрывы смертников в аэропортах или перед рестораном в Германии, убийства топором. Пощады не заслуживает никто, даже пришедшие посмотреть салют дети и ведущий церковную службу престарелый священник. «Если вы можете убить неверного (…), положитесь на Аллаха и убейте его любым путем», — заявил в сентябре 2015 года официальный представитель ИГ Абу Мухаммад аль-Аднани. В волне назревающих терактов христиане — всего лишь одна из целей. Летом 2015 года ИГ призывало сторонников ударить не только по «церквям», но и «туристическим центрам, публичным местам, синагогам, представительствам политических партий…»

В тот момент халифат уже начал терять территорию из-за бомбардировок и наступлений в Ираке и Сирии. Он потерял несколько захваченных с 2014 года городов, в том числе Эль-Фаллуджу (Ирак). Расположенный у сирийско-турецкой границы Манбидж вот-вот перейдет курдским отрядам и арабским бригадам. Иракские и западные штабы готовят наступление на Мосул. Руководство ИГ понимает, что халифат обречен. Поэтому его послания призывают всех тех, кто хотели присоединиться к нему, совершить теракты в своих собственных странах.