Прощай, Европа технократов, да здравствует Европейский Союз народов! Произнесенная 26 сентября речь президента Эммануэля Макрона о будущем Европы делает упор на нужных составляющих идущего в настоящий момент обсуждения. Он положил конец молчанию своего предшественника и пытается придать работе новый импульс с помощью пронзительного обращения, которое, тем не менее, заслуживает внимательного рассмотрения. Не все предложения Эммануэля Макрона идут в верном направлении, однако он прав в том, что призывает всех без страха вступить в конструктивную дискуссию, а не критиковать Брюссель по любому поводу.


Европа — очень важный вопрос для европейских правых и центристов. Мы знаем, что государства могут быть сильными лишь в том случае, если Европа сильна. Сегодня цель европейского сотрудничества заключается в укреплении наших стран и нашего континента. На этот вызов Европейская народная партия намеревается представить амбициозный и реалистичный ответ. Нам нужна сильная Европа, а не сверхгосударство. Наша цель — сильные национальные государства в рамках улучшенного союза. Европа, которая защищает людей и идентичность, а также помогает создавать богатства.


Пора отбросить ложные представления о том, что «хорошим европейцам» обязательно нужно больше Европы всегда и везде. Это обман. Мы любим Европу, и поэтому хотим начать настоящую дискуссию об ответственности, которая должна лежать на ней и национальных государствах. В перспективе прояснить полномочия сторон может соглашение о субсидиарности. Кроме того, это означает, что Евросоюз должен быть в состоянии самостоятельно выполнять задачи, за которые несет ответственность.


Настоящий демократический скандал


Хотя сотрудничество Франции и Германии очень важно, оно вовсе не затмевает все остальное. Настоящее сердце Европы бьется не в Париже и Берлине, а в Европейском парламенте. Поэтому, мне кажется, что совершенно необходимо направить развитие Европы в сторону полноценной парламентской демократии.


Главам государства и правительств, а также председателю Юнкеру нужно безотлагательно передать Европарламенту неформальное право законодательной инициативы и в перспективе сделать его официальным. Дело в том, что сейчас Европейская комиссия игнорирует требования Парламента, например, в том, что касается вступления Турции в Европейский союз. И это можно охарактеризовать как самый настоящий демократический скандал.


ЕС должен стать более жизнеспособной демократией. Кстати говоря, мне кажется, что президент Макрон ошибается, когда предлагает сформировать новые органы. Они лишь сделают еще более громоздкой машину европейской бюрократии. Для доверия к Европе гражданам нужны четкие и конкретные ответы на стоящие перед ними вызовы, а не новые агентства и ведомства.


Как бы то ни было, президент Франции прав в том, что ставит на центральное место вопрос демократии. В этой важнейшей сфере добавленная стоимость Европы бесспорна. Нам необходим ощутимый прогресс, чтобы гарантировать нашу безопасность и выйти за пределы символических действий, которыми пока что все ограничивается.


Ежегодная оценка возможностей


В Европе после Брексита Франция будет играть роль лидера в оборонной сфере, в частности в формировании европейских военных возможностей. Предложение президента Макрона поделиться частью французского суверенитета — очень важный жест. Таким образом, французская армия может стать ядром будущих европейских оборонных структур.


Нам нужны ощутимые результаты и в сфере охраны границ и борьбы с терроризмом. Европейские граждане рассчитывают на нас и хотят быть уверенными в том, что принимаются все нужные меры для обеспечения их безопасности. Помимо обязательного обмена данными между национальными властями и составления общего списка потенциально опасных личностей в ЕС требуется обеспечить настоящую защиту наших внешних границ пограничниками в количестве 10 000, если потребуется.


В этой сфере Европа должна быстро добиться результатов. Не будем уподобляться левым, которые без конца отнекиваются от обеспокоенности граждан вопросами миграции и европейской идентичности. Это было бы страшной ошибкой. Для нас очевидно, что у Европейского союза есть пределы, как географические, так и интеграционные. Это означает, что нам нужно каждый год определять, сколько людей мы можем принять. Решение о том, у кого есть право попасть в Европу, а у кого нет, должно приниматься на внешних границах ЕС. Формирование четко очерченных групп беженцев должно войти в норму.


Безработица остается одной из главных тревог граждан, и действовать тут должна вся Европа. Необходимо больше инвестиций. Хорошим решением тут может стать формирование специального бюджета в рамках европейского. Как бы то ни было, будущее нашей валюты и нашего процветания в гораздо большей степени зависит не от больших ресурсов, а от реформ и соблюдения обязательств.


Санкции


Греческий кризис позволил нам сделать один очень важный вывод: для укрепления евро нужен в первую очередь закон о неплатежеспособности государств-членов. Мы все еще против пакта стабильности и формирования «союза перевода средств», в рамках которого странам с более сильной экономикой придется расплачиваться по чужим счетам.


Мы должны продвигать наши ценности и образ жизни за пределами ЕС, а также внутри него. Европа — это в первую очередь сообщество ценностей. Каждая страна должна признать принцип правого государства как основополагающее условие своей принадлежности к Евросоюзу.


Для практической реализации этого подхода, нам нужно подумать о системе санкций в отношении государств, которые регулярно и систематически нарушают основополагающие принципы. Хочу сказать открыто: недемократическим странам нет места в ЕС, они должны уйти из «европейского клуба». Для этого нам нужны четкие правила. То же самое должно касаться и получения гражданства. В будущем гражданами государств-членов ЕС должны становиться лишь те, кто совершенно определенно уважают наши ценности.


Мы сможем привести континент в лучшее будущее только в том случае, если сами будем полностью уважать наши европейские ценности.