Запущенные в 2014 и 2015 годах во Франции мультимедийная платформа и новостной канал очень ативны в социальных сетях.


Российские СМИ вышли на первый план во французской президентской кампании, когда генеральный секретарь движения «Вперед!» Ришар Ферран заявил в феврале об их «вмешательстве» в предвыборный процесс. «Вот уже несколько недель RT и SputnikNews упорно распространяют самые что ни на есть клеветнические слухи об Эммануэле Макроне», — отметил депутат в статье в Le Monde.


Хотя и Sputnik и RT отрицают свое стремление повлиять на выборы, это обвинение выставило их на всеобщее обозрение через два с небольшим года после появления во Франции (соответственно, в конце 2014 года и в начале 2015 года). Платформа и канал сформировали собственное пространство. Их контент часто встречается в поисковиках, а они сами широко представлены в социальных сетях: RT — одно из самых активных франкоязычных СМИ в Перископе (Приложение для потокового вещания видео через специализированные приложения для Android и iOS, принадлежащий компании Twitter — прим. ред.). В результате, по словам пресс-службы, ему удалось удвоить аудиторию в 2016 году до отметки в 2,5 миллиона уникальных пользователей в месяц. В агентстве Sputnik также сообщают об удвоении трафика во Франции начиная с июня 2015 года.


Разжигание недоверия к СМИ


Как бы то ни было, добиться встреч с их представителями во Франции непросто. RT, офис которого неоднократно переезжал в Париже, согласились ответить на вопросы le Monde лишь через свою пресс-службу в Москве и только в письменном виде. Sputnik немного более доступен, но тоже согласился ответить на вопросы письменно через главу парижского представительства Наталью Новикову. Ее редакция, состоящая из 15 человек, расположилась на первом этаже шикарного здания в 17-м округе Парижа. Оно находится в собственности российского государства и является бывшем представительством информагентства «РИА Новости», которое прекратило свое существование в конце 2014 года, хотя табличка с его названием все еще висит у входа.


С редакционной точки зрения сайты дополняют друг друга. Их слоганы похожи: «Мы говорим то, о чем другие молчат» для Sputnik и «Больше спрашивайте» для RT. Де позиции призваны разжечь недоверие французов к своим СМИ. По стилю Sputnik ближе к таблоидам, тогда как RT придерживается скорее академического подхода.


К этой парочке также следует добавить французскую версию сайта Russia Beyond The Headlines, проект правительственного издания «Российская газета» (так в оригинале, на самом деле RBTH теперь входит в RT — прим. ред.). «Russia Beyond The Headlines напоминает The Economist, Sputnik — News of The World, а RT — это что-то посередине», — считает журналист Николя Энен (Nicolas Hénin), автор книги «Русская Франция: расследование о путинских сетях влияния»».


Логика налаживания отношений


Эти нюансы — всего лишь форма. Суть одна и та же: защита российских позиций по международным вопросам, таких как Сирия, доброжелательное отношение к сторонникам суверенитета, постоянное освещение социальной напряженности во Франции… Среди кандидатов в президенты, именно Франсуа Фийон и Марин Ле Пен широко представлены на обоих сайтах.  

 
Хотя RT уверяет, что не руководствуется «политической повесткой», а Sputnik утверждает, что пишет о всех крупных партиях, их линия близка к правым националистическим СМИ типа Valeurs actuelles, чей директор Ив де Кердрель, кстати говоря, писал для RT. Дргим постоянным автором, теперь уже для Sputnik, является экономист еврофобского толка Жак Сапир (Jacques Sapir): раз в неделю он пишет статью для сайта.


Такая позиция объясняет частое упоминание этих СМИ в самой правой части политического спектра. Эксперт по России и автор книги «Кремлевские сети во Франции» Сесиль Вессье (Cécile Vaissié) говорит об «эффекте каскада», который порождает множество сайтов, блогов и страниц в соцсетях, публикующих этот контент. 


На заданные по этому поводу вопросы RT отвечает, что является «платформой для недостаточно представленных голосов», тогда как Sputnik утверждает, что сообщает обо «всем, что происходит». «Они поняли, что ярлык «кремлевских СМИ» идет им во вред, — отмечает Николя Энен. — Теперь они следуют логике нормализации».


В частности он отмечает удаление Sputnik конспирологических статей, как например «Американские ВВС сбили немецкий А320?», в которой журналистка утверждает, что самолет Germanwings, разбившийся из-за умышленных действий пилота в 2015 году, на самом деле был сбит американцами. На сайте называют произошедшее обычным нечастным случаем, однако не теряет вкус к сомнительным темам вроде исследований о пришельцах.


Под наблюдением CSA

 

это стремление к нормализации является обязательным условием для
намеченного на 2017 год крупного проекта российских СМИ во Франции: запуска круглосуточного информационного канала RT France. Как сообщают в RT, вещание должно стартовать в конце года. То есть, с запозданием: изначально канал должен был начать работу в 2016 году, однако падение курса рубля стало ударом по бюджету и привело к отсрочке планов. В декабре 2016 года RT получил от государства дополнительно 1,22 миллиарда рублей. Значительная часть этой суммы направлена на финансирование французского канала, чей годовой бюджет составлял до этого всего около миллиона евро.


С юридической стороны все уже решено: соглашение с Высшим аудиовизуальным советом Франции (CSA) было подписано в сентябре 2015 года. В нем прописаны требования «плюрализма», «честности» и «независимости», что должно позволить CSA внимательно следить за работой RT. В совете не оставили без внимания английскую версию RT, которая не раз получала нарекания регулятора, рискуя лишиться частоты. В Париже канал пообещал сформировать комитет по этике, в состав которого войдут три «друга» России: экономист Жак Сапир, академик Элен Каррер д'Анкосс (Hélène Carrère d'Encausse) и депутат от «Республиканцев» Тьерри Мариани (Thierry Mariani). У последнего пока что нет информации насчет запуска канала, что означает, что проект по-прежнему находится в стадии подготовки.  


В январе RT поручил специализирующемуся на аудиовизуальном секторе кадровому агентству TalentLinkr поиск управляющего редактора для французского сайта. Что немаловажно, в заявке отмечалось следующее: «Кандидат не должен бояться давления и быть способным продвигать редакционную политику, вызывающую споры». Подобно англоязычной версии, которая привлекла давнюю звезду CNN Ларри Кинга, RT может попытаться убедить виднейших французских журналистов. Так, в конце 2015 года канал связался с бывшим ведущим France 2 Филиппом Вердье (Philippe Verdier), уволенного после публикации книги, где он оспаривал существующий научный консенсус о потеплении, и поручил ему освещение парижской конференции по климату.


Кроме того, запуск канала будет означать смену руководства. До недавнего времени его французским представительством управлял Ираклий Гачечиладзе. Его организационный опыт прекрасно подходил для периода рассмотрения заявки RT в CSA. Теперь же его возглавит 37-летняя Ксения Федорова, которая уже десять лет работает с каналом после учебы в Берлине. Она отработала год во французском представительстве RT, а последние два года возглавляла российское видеоагентство Ruptly в Берлине. 


Как можно судить по ее примеру, руководство RT частично состоит из молодых российских полиглотов, которым зачастую доводилось жить за границей. К их числу также относится Святослав Щеголев, сын бывшего министра связи Игоря Щеголева, который работал в парижском представительстве агентства ТАСС в 1990-е годы.


Как бы то ни было, тревоги по поводу развития российских СМИ во Франции вызывают некие досадные чувства у руководства канала, несмотря на его интернациональный характер. Примером тому может служить заявление главного редактора Маргариты Симоньян, которое она сделала в феврале газете la Croix: «Французская пресса каждый день публикует фальшивые новости о RT, Sputnik, о России. И никто в Париже не осуждает эту дезинформацию».