На прошлой неделе немецкие СМИ как будто решили не мелочиться и к концу года обвинить Россию во всем, в чем только можно. Это относится к обострению ситуации на востоке Украины, действиям России в отношении Сирии, отношениям Москвы и Пхеньяна, «русским хакерам» и российским подводным лодкам.


Отзыв российских офицеров, работавших в Совместном центре по контролю и координации (СЦКК) в Донбасс, СМИ преподносят как решение Кремля, способное подорвать усилия, направленные на урегулирование украинского конфликта, и осложнить деятельность наблюдателей ОБСЕ.


В отсутствие военных Центра, которые являлись «гарантом мира», организации будет трудно проводить «гуманитарные миссии», подобные восстановительным работам на водопроводной станции, отмечалось, в частности, в комментарии Frankfurter Allgemeine Zeitung (21.12).


Глава миссии ОБСЕ Александр Хуг (Alexander Hug) уже намекнул, что вывод российских офицеров может усугубить ситуацию и привести к тому, что возможности наблюдателей по вопросу «определенных мероприятий» будут ограничены. Так что не стоит удивляться, если в скором времени западные СМИ начнут обвинять Россию в гуманитарной катастрофе в Донбассе.


Об эскалации украинского конфликта писал Fosus (23.12), причем журнал подчеркнул, что «военные в Киеве» связывают это с отзывом российских офицеров из СЦКК. А решение Вашингтона поставить оружие Украине, которое также упоминалось в материале, ожидаемо не вызвало какого-либо возмущения у издания. Оно ограничилось тем, что привело критические высказывания представителей России.


Никакой опасности в том, что Украина получит американское оружие, не усмотрела и радиостанция MDR (23.12). Правда, в ее комментарии отмечалось, что поставки оружия приведут к дальнейшему ухудшению отношений между США и Россией.


«Подлый поход России против правды» — это заголовок публикации Spiegel Online (21.12), в котором журнал рассказал о том, как Россия «порочит» действующих в Сирии гражданских активистов организации «Белые каски», развернув против их дезинформационную кампанию в интернете.


По словам издания, «хорошо срежиссированная» российская кампания в Google, на YouTube и в Twitter подорвала репутацию «Белых касок», организации, которая объединяет безоружных людей, спасавших в Сирии жизни мирных граждан. «Они предстали в глазах общественности как спонсируемое НАТО и американским меценатом Джорджем Соросом (George Soros) ответвление „Аль-Каиды" (запрещена в России — прим. ред.), которое инсценирует спасательные операции и для этого само убивает детей».


При этом авторитетное вроде бы издание ссылается на исследование, проведенное агентством Graphica в сотрудничестве с Google и — самое главное — сомнительной британской НКО Syria Campaign. О том, что о данном исследовании думают видные немецкие эксперты, можно узнать, посетив сайт писателя, экономиста и журналиста Норберта Херинга (Norbert Häring).


Херинг упрекает Spiegel Online «в неуважении к главным принципам журналистики» при публикации «пропагандистского текста специалиста по Сирии, иностранного корреспондента Spiegel», в котором «одна из сторон пропагандистской битвы вокруг Сирии навязывает [читателю] обвинения против другой стороны, представив их как факты и скрывая еще при этом источник тезисов».


Sueddeutsche Zeitung (22.12), которая, кажется, считает за честь публиковать любую порочащую Россию информацию, поместила статью политолога, директора Института политики безопасности в Киле Йоахима Краузе (Joachim Krause) под названием «Что общего с северокорейскими ракетными испытаниями  могут иметь Китай и Россия».


Краузе ссылается на немецких экспертов по ракетной технике Роберта Шмукера (Robert Schmucker) и Маркуса Шиллера (Markus Schiller), полагающих, что испытанные КНДР ракеты дальнего действия не были созданы в самой стране. По их словам, использованные в тех ракетах технологии появились в 50-е и 60-е годы в Советском Союзе, там же испытывались, а затем использовались в рамках стратегической космической программы.


Краузе делает вывод: «Сейчас широко открыты выходы из России, позволяющие переправлять в КНДР ракеты и ракетные технологии, кто бы ни нес за это ответственность: российские власти или криминальная сеть». Но это еще не все: «Правда, пока еще нет неоспоримых доказательств, но многое указывает на то, что Россия занимается грязными делами с переправкой ракет в Северную Корею». То есть, схема знакомая: фактов и доказательств нет, но Россия все равно виновата.


И, конечно,  политолог Краузе не может не потребовать от западных политиков, чтобы они «ясно и четко спросили российского президента о том, как могло случиться, что Северная Корея провоцирует международный кризис с помощью высокочувствительных российских ракетных технологий».


О том, что мишенью российских хакеров из группы Fancy Bear якобы стали 200 иностранных журналистов, писала влиятельная Die Zeit (22.12) со ссылкой на расследование информагентства Associated Press (AP). Отмечалось, что 50 из них — журналисты американской New York Times, 50 — московские корреспонденты зарубежных изданий и российские журналисты, работающие в иностранных СМИ. «А остальные — известные медиаперсоны на Украине, в Молдавии, Прибалтике и Вашингтоне».


Стоит ли говорить о том, что затем Die Zeit напомнила о «приписываемых» — причем газету это слово вовсе не смущает — российским хакерам «преступлениях»: взлом электронной почти главы предвыборного штаба Хиллари Клинтон, хакерские атаки на бундестаг в 2015 году, на «близкий к ХДС» фонд Конрада Аденауэра, а также на баллотировавшегося на пост президента Франции Эммануэля Макрона.


«Очевидно, российские подлодки нацелились на кабели передачи данных» — это заголовок сюжета радиостанции Bayerischer Rundfunk (23.12). О том, что НАТО озабочена их присутствием в Атлантике, BR рассказывает со слов генерального секретаря организации Йенса Столтенберга (Jens Stoltenberg) и командующего подводным флотом НАТО Эндрю Леннона (Andrew Lennon).


«Если российские подводные лодки подключатся к подводным коммуникациям, обеспечивающим интернет-связь и телекоммуникацию между Европой и Северной Америкой, Москва получит ценные сведения о международном интернет-трафике, — говорится в комментарии. — Это также может привести к нарушению связи межу Европой и США».


Аналогичный материал опубликовал и Der Spiegel (23.12). В конце комментария журнал счел необходимым подчеркнуть, что «действия России под водой вписываются в схему: в небе военные самолеты Москвы регулярно нарушают воздушное пространство стран — членов НАТО; в сентябре армия провела крупные учения „Запад" на границе множества стран — членов альянса».