«Россия — наш главный враг, — заявляет в заголовке газета шведского городка с населением в 20 тысяч жителей недалеко от Стокгольма, — Россия угрожает нашей независимости. Россия ведет агрессивную и экспансионистскую политику. Россия старается повлиять на демократические выборы в разных странах. Сегодня в России развилась диктатура с Путиным в качестве единовластного правителя. Эта диктатура постоянно угрожает маленьким странам» (Enköpings-Posten, 10.03).

«Диалог с Россией не должен идти на условиях России», — подтверждают Черстин Лундгрен (Kerstin Lundgren) и Даниэль Бэкстрём (Daniel Bäckström), представители шведской Партии центра (Nya Wermlands-Tidningen, 13.03).


Шведская полиция безопасности Säpo выражается менее однозначно: «Некоторые иностранные силы все время атакуют наши коммуникации. Нескольких шпионов мы уже идентифицировали», — говорит представитель Säpo Линда Эскар (Linda Escar) в интервью телеканалу Tv4. Однако эксперт по информационной разведке Юхан Викторин (Johan Wiktorin) выступил с более конкретными обвинениями: «Это, прежде всего, Россия и Китай: Россия из военных, а Китай — из экономических соображений» (Aftonbladet, 12.03; Västerbottens-Kuriren, 12.03).

Между тем Мари Краруп (Marie Krarup), депутат датского парламента от Народной партии, в очередной раз призывает отказаться от «страха перед Россией». Просто удивительно, отмечает она в частности, насколько отношение к России зависит от географии: «Арктический регион — яркий пример доверия и сотрудничества, зато везде к югу от Арктики — сплошные конфликты между Западом и Россией» (Berlingske, 13.03).

На прошлой неделе датское радио Radio24syv опубликовало сообщение о том, что российские журналисты подстрекают иммигрантов в Скандинавии к беспорядкам. «Они сказали, что хотели бы видеть „экшн“. Они даже хотели нас подкупить — по 400 крон каждому», — признался некий юноша по имени Мохаммед, который пожелал остаться неназванным полностью. «Мохаммед» рассказывает, что двое мужчин подошли к группе подростков в Ринкебю (населенный преимущественно иммигрантами пригород Стокгольма), назвались российскими журналистами и говорили на языке, похожем на русский. Переговоры заметила местная полиция. И тогда «журналисты сказали полиции, что это мы требовали денег», жалуется Мохаммед.

Хотя Мохаммед не смог сказать, какое именно СМИ представляли имевшие с ним дело журналисты, однако можно сделать выводы по репортажам, прошедшим в российских СМИ, в частности на телеканале НТВ, говорит Radio24syv. «Это очень интересная информация, — сразу же отозвался старший эксперт датского Института внешней политики Флемминг Сплидсбёл (Flemming Splidsboel). — Российское правительство, возможно, хочет повлиять на политическую дискуссию в Швеции в пользу определенных партий… в свете предстоящих выборов» (Radio24syv, 06.03).

Расследуя события, шведский таблоид Aftonbladet приводит свидетельство американского журналиста Тима Пула (Tim Pool), который рисует «очень тревожную картину в этом районе Швеции» [Ринкебю]. В то же время эксперт по России шведского Института оборонных исследований FOI Ян Лейонйельм (Jan Leijonhielm) не слишком удивлен: «Все как в пропаганде времен СССР. Они хотят сказать, что дома все спокойно, а на Западе – плохо и опасно. Раньше в российских СМИ Швеция выглядела более позитивно, а теперь над нами насмехаются, смешивают с грязью и … создают образ русофобского государства». Микаэль Товесон (Mikael Tofvesson), начальник отдела в шведском МЧС, согласен: «Существует матрица негативного образа Швеции» (Aftonbladet, 06.03). Позже газета сообщила, что «российский телеканал НТВ назвал все обвинения газетной уткой и провокацией» (Aftonbladet, 08.03).

В этом свете Инга Неслунд (Inga Näslund) из шведского Центра Улофа Пальме призывает «крепить дружбу с пограничными российскими регионами и изучать русский язык». «Когда-то автобусы ездили туда-сюда, школы, местные советы и социальные работники из Швеции и России становились друзьями… Но теперь… российские государственные СМИ насаждают не очень положительный имидж Запада вообще и Швеции в частности — мы больше не та страна, в которой Горбачев восхищался „социализмом с человеческим лицом“. Подружитесь с русскими, — говорит Инга Неслунд. — Это не только приятно, но и совершенно необходимо ради укрепления мира и уменьшения военной угрозы» (Dagens Arena, 12.03).

Многочисленные норвежские издания сообщают о новом происшествии в российско-норвежских отношениях: «Томас Нильсен (Thomas Nilsen) – редактор Barents Observer, одного из немногих изданий на севере Европы, выходящих на английском и русском языках… объявлен ФСБ персоной нон грата… В ФСБ говорят, что Нильсен представляет угрозу национальной безопасности, и закрывают ему въезд в страну на ближайшие пять лет… Нильсен находился вместе с делегацией датского парламентского комитета по иностранным делам. Для датских депутатов поездка в Мурманск должна была ознаменовать новый, более примирительный подход в отношениях с Россией. Вместо этого у них на всю жизнь осталось другое ощущение от того, как в новой России относятся к независимым представителям гражданского общества и СМИ… Запрет ФСБ на въезд Томаса Нильсена не имеет прецедента в Норвегии и является одним из крайне немногочисленных международных дел подобного рода… Действия ФСБ против Томаса Нильсена — не только атака на независимые СМИ, это ещё и серьёзный удар по трансграничному сотрудничеству в регионе» (Independent Barents Observer, 09.03; NRK, 09.03; ABC Nyheter, 09.03; iFinnmark, 09.03; High North News, 09.03).

«Это нечто особенное — ведь я первый норвежский журналист, которому запретили въезд в Россию со времен Пера Эгиля Хегге», — объясняет Нильсен крупнейшему норвежскому информационному порталу VG (09.03). [Пер Эгиль Хегге (Per Egil Hegge) — первый журналист, взявший интервью у Александра Солженицына после получения им Нобелевской премии по литературе в 1970 году – прим. ред.]. «Россия сама предложила считать Арктику территорией диалога, в частности, с Норвегией. Если я, как норвежский журналист и редактор, не имею возможности в нем участвовать, то какой-то неправильный диалог получается…» — сказал Нильсен (VG, 09.03).

В связи с тем, что Томас Нильсен сопровождал в Россию датских парламентариев, новость быстро приобрела международный размах. «Норвежскому журналисту Томасу Нильсену, знатоку русской Арктики, ФСБ отказала во въезде в Россию», — передавал вечером того же дня датский информационный концерн Berlingske. «Ему запретили въезд на 5 лет, несмотря на действующую визу, сообщил Нильсен. Все это очень живо продемонстрировало, … как обстоят дела в России, и как тут относятся к журналистам… А я-то думал, что Арктика — это „Территория диалога“, добавил он» («Арктика — территория диалога» — название международного форума, проводимого в России с 2010 года, в 2017 году ожидается участие президента Путина – прим. ред.). «Царь Владимир не любит критики, он не лучше Гитлера», пишут в комментариях датские читатели (Berlingske, 09.03).

Шведское радио дополнительно сообщает, что, по данным из российского посольства в Осло, «это ответ на санкции Норвегии против России, а также на то, что российским гражданам не дали посетить Шпицберген» (Sveriges Radio, 10.03).

Редактор Independent Barents Observer «попал в санкционные списки России», поясняет само интернет-издание, добавляя, что «именно оно стало первым, кто сообщил о визите вице-премьера Рогозина на Шпицберген» (Independent Barents Observer, 11.03). Информацию передали также основные норвежские СМИ (Nettavisen, 10.03; NRK, 10.03; VG, 10.03; Aftenposten, 10.03).

Поступили первые отклики от официальных лиц. Глава приграничной области Сёр-Варангер (Sør-Varanger) Руне Рафаэльсен (Rune Rafaelsen) считает, что здесь «просматривается тенденция»: ранее запрет на въезд в Россию получили предприниматель Атле Берге (Atle Berge) и сотрудник норвежского Института внешней политики (NUPI) Юлия Вильгельмсен (Julie Wilhelmsen), — пишет профессиональное издание Journalisten (09.03).

Глава экологической организации «Беллона» (Bellona) Нильс Бёмер (Nils Bøhmer) «ожидает, что [министр иностранных дел Норвегии] Берге Бренде (Børge Brende) вызовет российского посла и попросит объяснений, чем именно угрожает России Томас Нильсен». «Это очень необычно, — продолжает он. — Что-то за этим стоит… Печально, что после стольких лет распространения знаний через границы ему нельзя ехать в Россию и продолжать свою работу. Independent Barents Observer — это важный канал информации о положении в окружающей среде в Арктике» (NRK, 10.03).

Министерство иностранных дел Норвегии обещает «поднять вопрос с российскими властями». «Хорошее освещение в СМИ и знание условий в других странах в Баренцевом регионе играет важную роль», — отмечает Фроде Андерсен (Frode Overland Andersen), пресс-секретарь этогоминистерства (Dagens Næringsliv , 11.03).

Несколько ранее Independent Barents Observer сообщило о том, как «российское государственное агентство новостей использует Barents Observer для создания сфабрикованных новостей». Издание приводит ссылку на статью «РИА Новости» о «загадочной вспышке радиации в Европе» якобы по вине Украины. «Мы никогда не указывали пальцем на Украину как на источник январской утечки радиации, — пишет редактор Barents Observer Томас Нильсен. — Государственное СМИ „РИА Новости“, русскоязычное, работающее на внутреннюю аудиторию подразделение концерна „Россия Сегодня“, несколько забежало вперед, говоря, что „украинские АЭС испытывают серьезные проблемы управления“. Эта цитата — фальшивая, в статье Barents Observer ее никогда не было» (Independent Barents Observer, 09.03).

Представитель Дании в ЕС хочет договориться с «Газпромом» (хотя раньше российский концерн обвинялся в «завышении цен, использовании своей лидирующей позиции на рынке и создании препятствий для клиентов, которые хотели бы перепродавать приобретенный газ»). Теперь еврокомиссар по конкуренции Маргрете Вестагер (Margrethe Vestager) «стремится к соглашению» (DR, 13.03). «Речь идет о миллионах европейцев, пользующихся газом дома и на работе, — говорит она. — Соглашение поможет лучшей интеграции регионального газового рынка» (Ritzau, 13.03). В то же время шведское деловое издание Affärsvärlden (13.03) передает, что, по мнению Вестагер, «проект не отвечает интересам ЕС». В любом случае, «если „Газпром“ не выполнит взятые на себя обязательства по соответствию правилам ЕС, то на компанию может быть наложен штраф в размере 10% от ее мирового оборота», обещает Вестагер (Ritzau, 13.03).

Как указывает статья в интернет-ресурсе ABC Nyheter, Россия воюет в Сирии не в белых перчатках… А в черных, и к тому же — норвежского производства! В программе «Вести недели» телеканала «Россия-1», рассказывающей об участии российского спецназа в военных действиях в Сирии, фигурировали перчатки норвежского производителя одежды для спорта и активного образа жизни Bjørn Dæhlie. Рука именно в такой перчатке держала бинокль в сюжете о боях за Пальмиру 2 марта этого года. «У нас нет никакого соглашения о поставках для российской армии, — недоумевает исполнительный директор Еспен Крогстад (Espen Krogstad). — Понятия не имею, почему у него [солдата] именно эти перчатки… Конечно, мы продаем нашу продукцию и российским потребителям через партнеров. Возможно, он решил поступить, как и я, когда служил в армии — немного разнообразить экипировку…». Сюжет был обнаружен на You Tube с закадровым текстом на русском языке и английскими субтитрами, сообщает ABC Nyheter (09.03).

В продолжение темы о том, как страшно туристам в России, спортивные журналисты рассказывают о впечатлениях главного тренера «Манчестер Юнайтед» Жозе Мауриньо (José Mourinho) накануне матча с Ростовом: «Да разве это можно назвать газоном…Как же мы тут будем играть?..» (Expressen, 08.03; Aftonbladet, 08.03; Fotbollskanalen, 08.03; SvenskaFans.com, 08.03). Особый интерес шведской прессы обусловлен участием в матче Златана Ибрагимовича (Zlatan Ibrahimović). После матча, однако, шведский спортивный портал SvenskaFans.com писал: «Ясно одно: Ростов — лучшая команда [из двух]. Им бы немного удачи, и голов было бы больше. При таком боевом духе [Ростова] „Юнайтед“ ничего не светит…» (SvenskaFans.com, 09.03).