По сообщению агентства РИА Новости со ссылкой на Минобороны РФ 5 декабря выполнявший задание в Средиземном море российский истребитель Су-33 после завершения боевой миссии в воздушном пространстве Сирии 3 декабря во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» выкатился за пределы палубы и упал в море, пилот катапультировался. Министерство обороны России заявило, что причиной этой аварии стал обрыв троса аэрофинишера.

13 ноября при посадке упал в море палубный самолет МиГ-29K. В чем причина того, что в течение месяца на первом боевом задании на российском авианосце так часто случаются аварии?

Не сообщивший свое имя китайский эксперт заявил журналисту газеты Global Times, что, судя по имеющейся информации, обе аварии произошли по причине аэрофинишера. Возможно, это произошло из-за проблемы, вызванной адаптацией аэрофинишера авианосца к режиму взлетов и посадок высокой интенсивности, или объясняется неправильным управлением самолетом при посадке. Но нельзя исключать, что причиной аварии стали различные случайные факторы.

Китайский военный эксперт Ли Цзе заявил журналисту Global Times, что это должно быть результат, сформированный программным обеспечением, аппаратными средствами российского авианосца и другими комплексными факторами. Во-первых, на простоявшем долго в доках и на пирсах российском авианосце до сих пор не было проведено необходимых ремонтных работ и осуществлялось техническое обслуживание. А это старый корабль, ему 20 лет, и у многих устройств, в том числе аэрофинишер, не было необходимого технического обслуживания.

Ли Цзе считает, что общая оперативная концепция русского флота, направившего авианосец в Средиземное море для борьбы с «Исламским государством», верна, так как таким образом можно наносить удары в обоих направлениях: с земли и с моря, чтобы достичь лучшей боевой эффективности. Но количество существующих палубных самолетов на российском авианосце недостаточно, у пилотов отсутствует систематическая подготовка, средства на техническое обслуживание и ремонтные средства судна очень ограничены. Осуществление океанских операций в таком поспешном случае обнажает большие проблемы всех систем российского авианосца.

После падения палубного самолета в море Министерство обороны России подчеркнуло, что боевая группа авианосца будет продолжать выполнять боевые задачи, запланированные миссией в Средиземном море, и палубные самолеты будут продолжать летать. Один китайский военный эксперт заявил, что цепкий боевой стиль ВМФ России достоин признания, ВМС не каждой страны, в наличие у которых есть авианосцы, сможет принять решение о не прекращении полетов после падения самолета в море.