Продажи автомобилей в России падали четыре года подряд, и сегодня объемы продаж сократились наполовину по сравнению с показателями 2012 года, когда эта страна стала вторым после Германии крупнейшим рынком. Внутреннее производство тоже сократилось на 43% за этот период. Однако выход экономики России в этом году из рецессии, вызванной обвалом мировых цен на нефть, породил надежды в этой отрасли на устойчивое восстановление на рынке со 140 миллионами потребителей, который уже давно не оправдывает возложенных на него надежд. «После трех лет резкого падения рынка мы, наконец, замечаем признаки восстановления, — сказал Адиль Ширинов, генеральный директор компании Ford Sollers, дочернего предприятия американского автопроизводителя в России. — Сегодня продажи автомобилей растут на 9%, и создается впечатлении, что к концу года эти показатели вырастут в результате некоторых позитивных экономических тенденций».


Менее десяти лет назад западные автопроизводители связывали большие надежды с Россией, и такие компании как Ford, Hyundai и Volkswagen начали вкладывать значительные средства в местные производственные мощности. Однако спрос рухнул из-за кризиса в экономике, и это заставило многие компании законсервировать свои предприятия, остановить производственные линии или перестать продавать определенные модели. В прошлом году на российских заводах было произведено 1,12 миллиона машин, тогда как в 2012 году с конвейеров в России сошли 1,97 миллиона автомобилей. Что касается продаж, то они сократились с 2,88 миллиона в 2012 году до 1,32 миллиона в 2016 году. Однако с начала нынешнего года ситуация начала улучшаться — за первые шесть месяцев 2017 года продажи в годовом исчислении выросли на 12,4%, в производство выросло почти на 20%. Такие данные приводит Объединение российских автопроизводителей.


Автопроизводители начинают реагировать. Представители компании Mitsubishi на прошлой неделе объявили о возобновлении производства внедорожника Pajero Sport на своем заводе в Калуге к югу от Москвы, а также об увеличении в три раза (до 30 тысяч) общего производства автомобилей в России в 2018 году. Эта новость поступила спустя несколько дней после того, как компания Ford сообщила о введении второй смены на своем заводе в Елабуге, в центральной части России. Вторая смена вводится впервые с 2013 года, и, кроме того, с декабря будут наняты еще 700 рабочих для увеличения производства внедорожников Kuga и Explorer.


«Это не возвращение к досанкционному периоду, но это движение в том направлении», — отметил Тьерри Боллоре (Thierry Bolloré), один из руководителей компании Renault, на долю которой вместе с Nissan приходится самая большая доля российского рынка. «Доля на рынке и прибыльность увеличиваются», — подчеркнул он в беседе с корреспондентом газеты Financial Times. «Мы уверены в том, что производство автомобилей в России вырастет в 2017 году», — отметил Алексей Сереженкин, заместитель исполнительного директора упомянутой ассоциации автопроизводителей. По его словам, в этом году ожидается увеличение производства на 10%. «Мы считаем, что решение компаний Mitsubishi и Ford об увеличении производства в России является, на самом деле, хорошим признаком того, что за ними последуют и другие компании», — добавил он.


Альянс Renault-Nissan, который включает в себя также Mitsubishi и российский бренд Lada, контролирует 38% рынка. Доля фирмы Hyundai и ее дочернего предприятия Kia составляет 23,8%, отметил Филипе Муньос (Felipe Munoz), аналитик глобального рынка компании Jato Dynamics.


«Автопроизводители, имеющие значительное присутствие на рынке страны, будут продолжать доминировать», — добавил он.


АвтоВАЗ, производящий автомобили марки Lada, в первой половине года получил небольшую прибыль, сказал г-н Боллоре.


Однако не всех убеждают появившиеся признаки роста. Йохан ван Зил (Johan van Zyl), управляющий директор европейским отделением компании Toyota, считает, что появились «небольшие проблески надежды», однако зависимость российской экономики от рынка нефти означает, что любое улучшение следует воспринимать с осторожностью.


«Мы видим, что положение медленно, медленно улучшается, — сказал он. — Продолжится ли эта тенденция? Будем надеяться. Но все это еще очень далеко от того, что было раньше. Даже в пиковый период (в 2012 году) все мы понимали, что ситуация не на 100% нормальная». Однако возобновление работы предприятий и наем новых рабочих свидетельствуют о том, что инвестиции увеличиваются. «Это только начало, — сказал Осаму Масуко (Osamu Masuko), генеральный директор компании Mitsubishi, имея в виду решение о возобновлении работы завода в Калуге, которым японцы руководят вместе с французской фирмой PSA Peugeot Citroën. — Местное производство популярных моделей будет играть важнейшую роль в увеличении продаж в будущем, а также позволит компании Mitsubishi Motors принять активное участие в восстановлении российской экономики».