Рост на 6,9% в апреле встретил осторожную реакцию. Российский рынок все еще демонстрирует худшие показатели за последние 10 лет, сократившись вдвое по сравнению с рекордным уровнем 2012 года.


Новость хорошая, однако к ней следует отнестись с осторожностью: продажи легковых автомобилей в России выросли в апреле на 6,9% за год, составив в общей сложности 130 тысяч единиц. Этот подъем более чем на 2 пункта отстает от зарегистрированного в марте (9%), однако после четырех лет спада все равно является «очередным шагом в правильном направлении», считает глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер (Joerg Schreiber). Представляемые его организацией цифры поступают от всех производителей и пользуются уважением в России. «Пока мы не наблюдаем мощной сезонной тенденции: нынешний осторожный подъем все еще хрупок», — считает он.


Продажи российского АвтоВАЗа, который перешел под контроль Renault-Nissan и получил финансовые вливания от концерна, поднялись на 7%, тогда как иномарки демонстрируют еще более впечатляющие результаты: + 9 % у Renault, +10 % у Peugeot, +32 % у Kia, +21 % у Volkswagen, +12 % у Hyundai… Как бы то ни было, за четыре первых месяца года общие продажи выросли всего на 2,6% в годовом исчислении. Изначально в АЕБ прогнозировали 4% на 2017 год, однако больше не рискуют представлять цифры на столь отдаленный период. В прошлом году общий объем продаж составил 1,4 миллиона единиц, что весьма далеко от 3 миллионов в 2012 году.


Обвал рубля


На фоне длящейся вот уже два года рецессии в национальной экономике, обвала цен на нефть и принятых западом санкций по украинскому кризису российский рынок все еще остается у самой низкой за последние десять лет отметки, осев вдвое по сравнению с 2012 годом. Тогда он занимал второе место в Европе, уступая лишь Германии. Сегодня он отстает от Великобритании, Италии и Франции. Продажи упали на 37% в 2015 году и на 11% в 2016 году. Рецессия снизила покупательную способность россиян и привела к падению курса рубля, утянув вниз не только продажи, но и рентабельность производителей.


Во всей российской экономике сейчас намечается, пусть и робкое, возвращение к росту. «Подъем автомобильного рынка должен ускориться во втором полугодии благодаря программам доплаты при обмене старых машин и снижению процентных ставок, — уверен аналитик Сбербанка Игорь Васильев. — В долгосрочной перспективе Россия продолжит привлекать иностранных автопроизводителей». Тем более что по числу автомобилей на душу населения Россия намного отстает от других европейских стран.