Храм Василия Блаженного и Тадж-Махал входят в число важнейших памятников мирового культурного наследия. Один — символ России, другой — символ Индии. Какая сила и история стоит за этими монументами? Кому принадлежит идея их создания? О каких общих чертах этих сооружений мы можем говорить?


Тадж-Махал, ныне символ всей Индии, который поистине впечатляет своим видом, приказал построить Шах-Джахан — правитель Империи Великих Монголов с 1628 по 1658 годы. Шах-Джахан горячо любил свою жену Мумтаз-Махал, хотя она была не первой женой. Мумтаз-Махал скончалась при родах. Потрясенный этим событием Шах-Джахан, желая увековечить свою любовь и память о своей жене, повелел построить мавзолей. За время строительства (1631 — 1654) возникло сооружение, которое сегодня входит в число самых удивительных памятников архитектуры, созданных за всю историю человечества. Задействованным в строительстве мастерам, как гласит легенда, отрубали руки, чтобы они не могли сотворить ничего подобного.


Итак, какая же сила стоит за этим монументальным сооружением? С одной стороны, власть, амбиции правителя, его интерес к архитектуре. С другой — сила любви к женщине. На строительство Тадж-Махала были выделены значительные средства из казны. К концу своей жизни Шах-Джахан планировал построить мавзолей для себя прямо напротив Тадж-Махала, на этот раз из черного мрамора. Его идеей было соединить эти два сооружения с помощью моста через реку Ямуна, которая разделяла бы их. Но сын Шах-Джахана, узнав о стоимости работ, посчитал эту идею безумной и отправил отца в тюрьму. Опять же по легенде, последние дни своей жизни Шах-Джахан провел в заточении, созерцая Тадж-Махал из окна.


Что касается храма Василия Блаженного, у него — другая история, но есть и некоторые сходства. Строительство этого собора, возведенного на столетие раньше, нежели Тадж-Махал, не связано с историей любви. Однако храм Василия Блаженного — это тоже символ Красной площади и всей России. Этот монумент в известном смысле символизирует силу и единство России. Построить храм приказал Иван Грозный. И главная причина, с которой нужно проводить соотношение, — особенности эпохи Ивана Грозного и значение этого периода для России.


Иван Грозный (1553 — 1584) — противоречивая историческая фигура в силу его методов правления, маниакальной подозрительности, жестокости. Он убивает собственного сына, которого смертельно ранит острым посохом. Вместе с тем это важный государственный деятель, вошедший в российскую историю как первый русский царь, который боролся с боярством, прекратил набеги на Москву со стороны Казанского и Астраханского ханств, укрепил единство России. По мнению некоторых историков, благодаря реформам и войнам Ивана Грозного Россия стала современным государством и империей. Именно в память о военных победах этого периода и был построен храм Василия Блаженного.


Собор был возведен в честь побед, одержанных над Казанским и Астраханским ханствами с 1555 по 1561 годы. Восемь по-разному сконструированных башен собора символизируют восемь отдельных побед. Говорят, что зодчие, принимавшие участие в строительстве храма Василия Блаженного, разделили похожую судьбу с мастерами Тадж-Махала: им выкололи глаза.


Одно из сходств, объединяющих Ивана Грозного с Шах-Джаханом, — любовь и преданность к первой жене Анастасии. После внезапной и подозрительной смерти жены психическое расстройство Ивана Грозного еще более углубилось. Первый русский царь скоропостижно скончался во время игры в шахматы, а в результате проведенных в 1960-е годы исследований возникло предположение, что он мог быть отравлен.


Одной из общих черт Тадж-Махала и храма Василия Блаженного, на мой взгляд, является их композиция и целостность, которую они образуют с другими зданиями и окружающим ландшафтом. В том числе поэтому оба сооружения оставляют такое незабываемое впечатление.


Тадж-Махал в Агре, храм Василия Блаженного в Москве, а наряду с ними такие памятники, как египетские пирамиды, Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Афинах, Собор Святой Софии в Стамбуле, Петра в Иордании, Мачу-Пикчу в Перу, являются общим наследием человечества, хотя и возникли в разных регионах и по разным причинам. Все мастера и зодчие, внесшие вклад в их создание, заслуживают почтения и уважения.